По одноименной поэме А. С. Пушкина. Параша тайно от строгой матушки знакомится с красивым гвардейским офицером. Когда же старушке понадобилась новая кухарка, офицер, нарядившись в женский костюм, берется исполнять роль стряпухи... Фильм признан - и справедливо! - жемчужиной раннего русского кинематографа. Блистательна, отработана до мельчайшей детали игра Ивана Мозжухина - гусара, он же кухарка Мавруша, продумано и его остроумное экранное "травести" (когда гусар, забывшись, лихо поднимает ситцевую юбку и достает из брюк портсигар, когда прячет смиренно сложенные мужские руки под фартук и т. п.). Тщательно воссоздан быт, а ныне лента являет еще и ценность историческую, этнографическую. Но "Домик в Коломне"ведь лишь по внешности забавная история-анекдот, на деле же глубоко личное, лирическое раздумье поэта о себе, о юности, о творчестве."Узнаю, маменька". И вышла вон,Закутавшись. (Зима стояла грозно,И снег скрыпел, и синий небосклонБезоблачен, в звездах, сиял морозно. Фильм же снят летом - потеря зимы невосполнима. Невосполнима потеря образа гордой графини-прихожанки у Покрова, антиподом которой для Пушкина и была героиня поэмы "простая, добрая моя Параша". Непереводимы пушкинские октавы ни на один, кроме поэзии, язык...