« — Каждый шаг, каждый поступок, даже самый обдуманный, может оказаться неверным… Как бы то ни было — это лучше, чем стоять на месте.» (с)
Фильм Карена Оганесяна, как обычно в нашем кинематографе — явной криминальной направленности. Но речь в нём идёт не о «братках» и разборках. Рассказанная в фильме история, в принципе могла произойти где угодно, хоть даже в Америке (подозреваю сюжет был бы чуть более выверен и гораздо эффектней закручен, если конечно снимали бы они). Но снимали мы, и это видно. Бюджет маловат, мало локаций, практически нет массовки…Зато в ролях заняты, мягко говоря не самые последние наши актёры. Тот случай, когда главное выходит на первый план. А именно — сценарий, что является самым главным составляющем фильма — здесь прост, лаконичен, но в то же время продуман и грамотно завершён. Насколько мне известно, в своё время сценарий «Домового» участвовал в каком-то конкурсе оригинальных сюжетов, и даже вроде как получил главный приз. Вполне возможно, если судить по фильму. Сюжет и в правду держит в напряжении, приглашённые на ведущие роли Константин Хабенский и Владимир Машков — оба чрезвычайно харизматичные артисты, за их игрой интересно следить, даже когда долгое время кто то из них остаётся в кадре один и вроде нечего такого не происходит. Помимо них, имеется ещё Чулпан Хаматова в роли девушки персонажа Хабенского, её героиня привносит в сюжет некую долю романтики, и в то же время, как не парадоксально — обыденности. Она «пилит» героя Хабенского, просит уделить ей внимание и всё такое, как обычно делают девушки. В то время, как сам Антон (так зовут молодого писателя криминальных треш-романов, которого играет Хабенский) просит её оставлять его на некоторое время одного -в противном случае у него не выходит сосредоточиться на работе. От этого у них с Викой (имя героини Чулпан Хаматовой) постоянные склоки, а после постоянные примирения…
Сюжет берёт «заворот» с той минуты, как к презентующему в маленьком книжном магазине свой новый роман Антону, подходит среди прочих желающих получить автограф, некий субъект в бейсболке и капюшоне. Он взяв книгу, спрашивает не приходилось ли Антону самому убивать (тот пишет серию криминальных романов, центральный герой которых -профессиональный киллер по кличке Домовой). Получив разумеется отрицательный ответ, мужчина уходит. А всего через несколько минут, подошедший к окну Антон становится свидетелем хладнокровного убийства этим человеком двоих неизвестных, которые проезжали мимо магазина в дорогой иномарке…Придя в себя после беседы с криминалистами, герой внезапно ощущает в себе невероятный творческий импульс. Буквально за ночь он пишет большой кусок нового романа, который утром относит редактору издательства публикующего его писанину, и там нет придела восторгам. Поняв, что он случайно встретил свою музу, Антон решает не упускать случая, когда тот самый киллер взявший у него автограф в книжном магазине, после представившийся Домовым, предлагает ему стать своего рода консультантом в криминалистике. Но очень быстро от теории новоявленные партнёры переходят к практике…
Так же в сюжете большую часть занимает личная жизнь героя. Писатель имеет маленького сына Павлика, который живёт в интернате для умственно отсталых, и которого Антон время от времени навещает. Долгое время он отказывался знакомить с ним свою девушку, хотя Вика сама настойчиво его об этом просила. После в откровенной беседе с киллером, Антон расскажет при каких обстоятельствах он отдал туда сына. Это придаст сюжету одновременно реалистичности и драматичности. Монолог хнычущего, сидящего прикованным цепью к трубе персонажа Хабенского невероятно пронзителен. Видно, что судьбу и жизненные коллизии своего во многих отношениях не идеального героя Константин Хабенский, что называется преломил чрез себя. От того его писатель получился правдоподобным и живым…
В отличии от героя Хабенского, о персонаже Владимира Машкова неизвестно совершенно нечего. Известно лишь, что он киллер, что работа у него (с его слов) не лучше и не хуже чем у других, и что он -одиночка. Со временем станет понятно почему именно неудачливого писателя Домовой взял себе в компаньоны (киллер «уберёт» очередную жертву, и обставит всё таким ловким и хитрым образом, что все подозрения будут указывать на Антона). Финал картины законченный, вполне подходящий под определение «хеппи-энда». И поразительным образом напоминающий окончание комедии «Дюплекс» (кто смотрел оба этих фильма, тот поймёт что именно я имею в веду). Становится ясно, что персонаж Машкова вовсе не злодей, каким может начать казаться с середины сюжета. Но и положительным его разумеется не назовёшь, впрочем как и героя Хабенского тоже…
Мне вообще очень нравится то, когда авторы не делят персонажей фильма на «чёрных» и «белых», а показывают светлые и тёмные стороны каждого героя, играя так сказать на их «оттенках серого». Дуэт у Хабенского и Машкова вышел отличный, тем более, что эти ведущие актёры нашего кино уже снимались вместе. «Домовой» вновь свёл их на съёмочной площадке, и дал возможность поиграть «в кошки-мышки». Актёры показали себя мастерами своего дела. Даже те, что были заняты «на подхвате». А среди них, между прочем оказались Виталий Кищенко, Александр Адабашьян и даже маэстро Армен Джигарханян! Судя по тому, что бюджет у фильма был относительно не большой (всего 3 миллиона долларов), видно значительную его часть продюсеры предпочли потратить на известные имена в титрах, что бы привлечь зрителя, вместо того, что бы пытаться ставить драки и перестрелки- короче экшена местного разлива здесь удалось избежать (практически), и слава Богу! Правда иногда низкобюджетность ленты всё же лезет в глаза. Понятно, что снимали в найденных локациях, в настоящих муниципальных учреждениях (магазины, кафе, отдел милиции, квартиры и детский дом). Но это вам не Голливуд, где при необходимости запросто на студии создадут декорации необходимых помещений, и с этим тоже нужно считаться. Авторы сценария Олег Маловичко и Сергей Юдаков, сочинили напряжённую, ловко закрученную детективную историю с триллерной составляющей. Актёры здорово этот сюжет смогли разыграть, а начинающий (на тот момент) режиссёр Карен Оганесян компетентно поставил интересный, захватывающей своим сюжетом и актёрской игрой фильм. Так же упомяну о добротной работе оператора Заура Болотаева, и атмосферном, немного печальном саундтреке (с одной классной песней в исполнении неформатной группы «Инсайт»), сочинённым композитором фильма Нино Катамадзе… Если говорить про «Домовой» лишь парой слов, то это — качественный российский, тяготеющей к драме триллер. Вполне достойный представитель этого непростого жанра в отечественном кино. Поэтому мои:
8 из 10
« — Каждый шаг, каждый поступок, даже самый обдуманный, может оказаться неверным… Как бы то ни было — это лучше, чем стоять на месте.» (с) Фильм Карена Оганесяна, как обычно в нашем кинематографе — явной криминальной направленности. Но речь в нём идёт не о «братках» и разборках. Рассказанная в фильме история, в принципе могла произойти где угодно, хоть даже в Америке (подозреваю сюжет был бы чуть более выверен и гораздо эффектней закручен, если конечно снимали бы они). Но снимали мы, и это видно. Бюджет маловат, мало локаций, практически не