Кинороман "Дорогой мой человек" начинается с главы "Володя". В музыкальном плане она близка нескольким фильмам того времени: напев "Наш паровоз вперёд летит", звучащий за кадром, своеобразный символ эпохи. Подросток, превратившийся в складного юношу Владимира (А. Баталов), легко "берёт" заборы вместе со своей белокурой спутницей Варей. Они невероятно дружны, и Варя (И. Макарова) одной из первых узнаёт о постигшей Володю беде - гибели его отца в Испании. Она скрывает от Володи скорбную весть. Встречаясь, молодые люди размышляют о своём будущем и смысле жизни. Варя Степанова мечтает стать актрисой, а Володя Устименко - спасать человечество. Варино представление о счастье - взаимная любовь, Володина - борьба. Но все острые споры Варе удаётся пресекать с очаровательным женским лукавством. Ей хотелось бы как можно дольше не говорить любимому о том, что он сирота, но из Испании возвращается её отец, Родион Мефодиевич (П. Константинов), и правда вырывается наружу. Проходит время, и Володя с Варей всерьёз думают о свадьбе. Окончивший медицинский институт Владимир собирается работать в деревне. Но обеспокоенный судьбой родной сестры Евгений Степанов добывает для будущего зятя место ординатора в городской больнице: деревня кажется ему дырой, в которой Варя погубит свой артистический дар. Володя в гневе рвёт бумагу, подаренную ему Женей - он не ищет лёгких путей, ему нужны не поблажки, а возможность служить людям. Из-за этого пути Вари и Владимира расходятся. В последнюю минуту, оглянувшись, Устименко говорит о своей любви к ней в прошедшем времени. Проверка огнёмНачинается война. Варя уходит на фронт. Бывший деревенский доктор Владимир Афанасьевич становится военным врачом. Он работает под руководством двух пожилых и отважных женщин-докторов, всегда бросавшихся туда, где было труднее всего - Ашхен Оганян и Зинаиды Михайловны Бакуниной (В. Журавская). Седовласые наставницы относятся к нему и строго, и по-матерински, а Ашхен (Ц. Мансурова) с весёлой улыбкой говорит, что за запрет курить один из раненых назвал её Бабой Ягой. Но, в отличие от этой лесной старухи, она добрая. Боевые подруги, не расстававшиеся с Гражданской войны, погибли под обстрелом, когда вместе с Устименко спешили в новый госпиталь к раненым. В смерти, как и в жизни, они остались вместе, похороненные с воинскими почестями. Владимир уцелел чудом. А вскоре ему пришлось оперировать Варю, изрешеченную осколками мины. Он спас ей жизнь, но когда девушка стала выздоравливать, постарался держаться на дистанции. О слезах и отчаянии Вари, связанной с его холодностью, Владимир вспомнит позже, уже после войны, когда разочаруется в своей законной супруге, обманувшей его. Шанс на счастьеПосле войны, став главным врачом, Владимир Афанасьевич не изменил своей принципиальности и стремлению помогать тем, кому это нужнее всего. Он готов быть там, где трудно, и это желание разделяет Варя, ставшая не актрисой, а геологом. Она приезжает в родной город спустя много лет, и на этот раз её любимый упрямец не скрывает того, как она дорога ему. Владимир и Варвара снова оказываются в трамвае, с подножки которого Устименко когда-то спрыгнул, не оглядываясь, но теперь они сходят навстречу будущему вдвоём...
Всё хорошо, кроме главного героя. Он же просто самовлюблённый хам! Ну как можно так сказать о любимой девушке: «А что, она всегда за тебя отвечает? — Ну, когда ей позволяют её умственные способности».» По-моему, человек живёт для искусства. — Это когда ты рожи корчишь, это искусство?» Поражаюсь, как можно с таким пренебрежением относится к дорогому человеку. И самое главное, я не верю, что человек, настолько свысока гладящий на окружающих может искренне, по-человечески любить своих пациентов. Или заявить одинокой пожилой женщине, потерявшей всех на войне, что он занимался делом, не менее важным, чем кормление котят! Разве забота о тех, на кого на войне по понятным причинам и внимания не обращали — это не проявление настоящей силы характера и подлинной человечности? Или самодовольная фраза «Она любила кого-нибудь?». Ну, конечно же, только он один на свете любил и поссорился с любимой! Мне кажется, единственный раз, когда Устименко был похож на человека — это когда уже после гибели Зинаиды Михайловны в её вещах была найдена записка, в которой она рекомендовала его в партию. Вот тут он действительно понял, что другой человек поступил благороднее его, простил его, хотя он за много лет так и не удосужился извиниться перед ней за свою бестактность. А как наплевательски он отнёсся к мечте любимой девушки! Я совершенно искренне ценю его желание на брать на себя самое трудное, делать мир лучше, но не за счёт же мечты другого человека! Поймите правильно, не за счёт материального благополучия и комфорта, а за счёт мечты! Хотела Варя стать актрисой, как бы она в деревне эту мечту осуществила? Почему его мечта быть передовым сельским врачом важнее её мечты быть актрисой? Почему она должна жертвовать собой? Почему не он? Он-то, оставаясь в городе меньше терял. Ах да, «Человек должен заниматься делом, нужным не только ему». Согласна. Но почему он считает, что медицина важнее искусства, что искусство не нужно людям? А как можно было за 11 часов не узнать кем работает, чем живёт любимая женщина? Видимо, как всегда, Устименко решил, что единственный благородный человек в мире, а все остальные люди — только декорация его жизни.
Зато всё остальное хорошо. Хороши все положительные герои, на голову превосходящие в моральном плане Устименко, но, почему-то, охотно преклоняющиеся перед его высокоморальностью. Прекрасен студент-медик Паша, смеющийся даже когда думает, что умирает. Чудесна Анхен-Анюта со своей собачкой. Сколько доброты и боли в этой сцене возвращения Ани к своим людям, к нормальным человеческим отношениям! Да, здесь ещё Устименко хорош, когда не позволяет Ане целовать его руку. И как же здорово, когда они с Пашей приезжают к Устименко, смеющиеся, азартные, увлечённые своим делом. Или две старые боевые подруги, прошедшие весь ужас ссылок дореволюционной России, но даже в старости помогающие людям. Или матрос «Авроры», отец Вари. С какой страстью он швыряется рюмкой в своего подлеца-сына! Все эти люди не менее великодушны и благородны, чем Устименко, они тоже заняты делом, нужным людям, но вот только в отличии от него не считают это своей исключительной заслугой, позволяющей им смотреть через губу на окружающих.
Если смотреть на Устименко, то фильм не понравился абсолютно. Если обращать внимание на всё остальное, то фильм хорош. Поэтому оценка нейтральная.
Like
Comment
Share
Лиса_АShared publicly - 2018-05-13T13:37:00Z
Полюбить может каждый. Сохранить эту любовь, пронеся её через всю свою жизнь, могут лишь единицы. И именно о таких двух людях, на всю жизнь полюбивших друг друга, это кино. О том, что не всегда любовь — это сказочная история со счастливым концом. О том, как сложна и терниста порой бывает дорога к счастью. О том, что честь и совесть всегда превыше всего.
Владимир Устименко и Варвара Степанова — два очень разных человека, которых, казалось бы, не должно связывать ничего и никогда. Их ничто и не связывает, кроме одного — любви. И даже несмотря на то, что судьба распоряжается иначе, и Владимир женится на другой женщине, в его сердце всё равно находится лишь одна, та, которую он полюбил изначально. Для Варвары он также по прежнему единственный, она хранит ему верность на протяжении всей жизни и радуется случайной встречи, как в первый раз. Всё это и есть настоящая любовь — не меркнущие и не исчезающие чувства, над которыми время не властно.
Помимо главных героев в фильме множество интересных второстепенных персонажей, также заслуживающих внимания. Отец Варвары, который не приемлет жизненные принципы своего сына Жени Степанова. Женщины, работающие военными врачами вместе с Устименко. Паренёк, попавший в госпиталь, в исполнении Леонида Быкова. Немецкая девочка, которую приютили русские врачи. И многие другие…
«Дорогой мой человек» снят уже более полвека назад, но по прежнему является на редкость злободневным. Как и во многих старых фильмах в нём есть недочёты, например, внешность Варвары, которая совершенно не изменяется на протяжении всего кино. Однако, это является мелочью на фоне общей картины, где каждый второй образ демонстрирует нам, что значит быть настоящим человеком. Сам Устименко — не просто талантливый врач, но и благородный человек, для которого в работе важно помочь людям, а не добиться карьерного роста и похвалы начальства. Но честные люди, как известно, страдают за свою правду более всех остальных и потому путь этого врача будет совсем непростым. Фильм наполнен сценами, которые берут за душу и заставляют задуматься. И хотя современной молодёжи он вряд ли будет интересен, так как многие сейчас стараются лишь урвать что-то для себя, а ничего честного, справедливого и вечного для них не существует, я всё же советую посмотреть его каждому, чтобы хотя бы попробовать понять, осознать, прочувствовать.
Всё хорошо, кроме главного героя. Он же просто самовлюблённый хам! Ну как можно так сказать о любимой девушке: «А что, она всегда за тебя отвечает? — Ну, когда ей позволяют её умственные способности».» По-моему, человек живёт для искусства. — Это когда ты рожи корчишь, это искусство?» Поражаюсь, как можно с таким пренебрежением относится к дорогому человеку. И самое главное, я не верю, что человек, настолько свысока гладящий на окружающих может искренне, по-человечески любить своих пациентов. Или заявить одинокой пожилой женщине, поте