Мелодраму "Друг" производства киностудии "Мосфильм" снял Леонид Квинихидзе, известный по мюзиклам "Небесные ласточки" и "Соломенная шляпка". Любовь автора к музыкальному сопровождению нашла отражение и в картине 1987 года выпуска: в фильме звучат четыре лирические песни Александра Розенбаума. Они точно задают настроение, предполагаемое драматическим сюжетом. Бывший и нынешнийКогда-то герой Сергея Шакурова Колян был уважаемым музыкантом, артистом "Москонцерта" Николаем Никитиным. А теперь это опустившийся алкоголик, добывающий на бутылку дешевой водки работой в химчистке. После очередного запоя Колян бредёт по птичьему рынку и встречает бывшего собутыльника (Анатолий Ромашин), который теперь остепенился и покончил с "зельем" навсегда. Колян не упускает случая выпросить у старого знакомого пару рублей на опохмел, придумывая легенду, что ему недостает деньжат для покупки зверушки больному ребенку. Тот выручает, но с условием, что Колян возьмет у него собаку. Пес оказывается настоящим "чудовищем" - речь идет об огромном черном ньюфаундленде. У пьяницы нет выбора, он соглашается. А прежний владелец мучительно отпускает собаку в чужие руки. Колян прямо с псом спешит на работу. Привязав собаку у двери химчистки, он отсылает сослуживца за "горючим". "Трубы горят", но начальница Элеонора Францевна (Галина Польских) бдит. Выпить на работе не удается. Колян закатывает скандал, и директор химчистки заявляет, что направит его на принудительное лечение. С трудом отработав смену, Колян предвкушает удавшийся вечер, покупая выпивку по дороге домой. Но у самой квартиры пес выбивает бутылку из рук, и она разбивается на лестнице... ГаллюцинацииДальше несчастный алкаш обнаруживает симптомы белой горячки: собака вдруг начинает говорить (голосом отечественного "Шерлока Холмса" - Василия Ливанова), хотя при этом даже не открывает пасть. Колян принимает черного лохматого пса за черта, но тот представляется Другом. Как настоящий друг, пес убеждает Коляна не пить. День за днем он воскрешает в нем человека. Они вместе бегают и душевно беседуют без грамма спиртного на столе. Колян рассказывает Другу о том, какой жизнью он жил раньше. Он был признанным аккордеонистом, имел семью. Как они живут без него? Колян решается навестить семилетнюю дочь, которая живет с матерью. Но девочка пугается визитера и зовет маму. Колян боится предстать перед бывшей женой и сбегает. НесчастьеОднажды к Коляну приходит друг Митька (Виктор Уральский), которому Колян пожаловался на пса в начале знакомства, когда ему не нравились нравоучения Друга. И тот пришел помочь решить проблему. Друг просит не открывать дверь живодерам. Но Колян ослушался. Его выпроваживают за дверь, и он только просит обойтись с Другом полегче... Два санитара заходят в ободранную квартиру Коляна и застают его пьяным в хлам. У того - приступ белой горячки. Дальше - ЛТП. Через какое-то время потерянный и отрешенный Колян возвращается в свою лачугу. Войдя в пустую и пыльную квартиру, он открывает окна, обессилено падает на табуретку и, сжав в руке мячик, которым когда-то игрался Друг, плачет. Но вдруг открывается дверь, и заходит черный лохматый пес, так много значивший в его жизни...
Не хочу, что бы моя рецензия превратилась в оду, но эта кинолента одна из немногих которые навсегда оставили след в моем сердце.
Еще с подросткового возраста, в мою голову врезался эпизод с какого-то фильма, где человек идущий по ступенькам в подъезде напевает песенку: «На ковре, из желтых листьев, в платьице простом…». Спустя годы, повзрослев, я захотел выяснить, что это за картина и посмотреть ее. Получилось признаюсь на сразу, но все же проявив находчивость при составлении запроса в поисковике, мне удалось.
Позже для себя я подметил, что данная работа почему-то не вошла в список тех популярных отечественных фильмов, которые каждый год население бывших советских республик неоднократно имеет возможность просматривать по центральным и не только, телеканалам. Можно даже сказать, что творение Леонида Квинихидзе «Друг», прошло мимо многочисленной советской теле-аудитории несколько незаметно, несмотря на большую популярность у кинокритиков, да и просто у тех, кто имел замечательную возможность все-же его просмотреть. Почему так произошло? Может из за неудачного времени его выхода, несмотря на актуальность показанного зрителю сюжета, после 1987-го, огромная страна двигалась к своему распаду и смене политического строя, испытывая огромные финансовые проблемы. Может не до кино было? Или социальные вопросы подняты слишком остро? Возможно это слишком простое объяснение, но от этого далеко не лишенное смысла. А между тем снятая Квинихидзе картина получилась на славу.
Фильм-эмоция, вот как в двух словах можно охарактеризовать данную киноленту, на протяжении которой гениальный Шакуров играет чувствами зрителей, заставляя то улыбаться то грустить, то смеяться то плакать…
Главный герой повествования, Колюня — человек довольно типичный для того (да и этого) времени.
Полу-алкоголик преследующий одну лишь задачу — найти деньги на выпивку. Но при этом проявляя большую смекалку, за что можно отдать ему должное.
Он ходит на работу, что до поры не дает ему обрести целостность в своем алкоголизме и окончательно спится. По вечерам же упивается в грязь, что бы утром снова начать нескончаемый в своей однообразности день. Мимо такого каждый пройдет и не заметит. Что может быть интересного в таком человеке? Что может вызывать жалость? Прошел бы наверное и я, но после просмотра фильма для меня все не выглядит таким однозначным.
Картина начинается довольно легко и даже весело. Находчивый Колюня клянчит деньги, попадает в переделки, держась при этом довольно невозмутимо и уверенно. Лишь прекрасно подобранная музыка Александра Розенбаума и окружающий антураж, намекает зрителю на дальнейшее драматическое развитие событий. Отдельно хочется выделить то настолько прекрасно в картине передан дух того времени, смотря ее сейчас, понимаешь, что все было именно так. Эти бесконечные очереди в магазинах, простецкая одежда, старые троллейбусы, авоськи с бутылками…
Говоря о музыкальном сопровождении, на ум приходит лишь одно — лучше сделать было просто невозможно. Каждый трек настолько удачно вписывается в картину, что восприятие драматизма происходящего увеличивается в бессчетное количество раз, а песни «Нарисуйте мне дом», «Холодно» и вовсе заставляют плакать. Видится, что от части именно музыке можно отдать львиную долю от успешности фильма. Хотя выделять в гармоничном, что-то не имеет смысла, ведь гармония предполагает органичное сочетание равноценных по значимости элементов. Сценарий, актерская игра, музыкальное сопровождение — вот те составляющие, которые делают картину Леонида Квинихидзе в своем роде уникальной и одной из лучших снятых в советское время.
После довольно легкого начала, события на экране резко меняют настроение киноленты и перед глазами зрителя предстает настоящая жизненная драма.
Колюня с появлением «Друга», меняется на глазах. Фильм заставляет нас понять, открыть глаза — да, это тоже человек! Плевать, что он алкоголик, ведь он так-же чувствует боль, ему так же страшно. И он может быть другим, может даже лучше, чем многие из тех, кто его презирает и осуждает, но та боль в душе, которую он постоянно чувствует, не отпускает, не дает ему, что-то изменить. Нам так до конца и не объясняют, как именно Колюня докатился до такой жизни, но этого в принципе и не надо. Достаточно того немногого, что создатели открыли любопытному зрительскому взору. Появляется осознание, ведь человек же не рождается с бутылкой водки в руке и в порванных штанах — он таким становится, становится под давлением обстоятельств, тягучей жизненной рутины. Он был одним из нас, но совершил ошибки, оступился, сломался…
Фантастическая составляющая фильма проста и незатейлива.
К ней быстро привыкаешь и начинаешь воспринимать совершенно нормально. Именно часть этой невероятной фантазии, собака породы Ньюфаундленд, становится единственным, а главное настоящим другом Колюни. Друг пытается его спасти, спасти любой ценой, спасти от самого себя. Разве не так должен поступать настоящий друг. А если бы у Колюни был такой друг раньше… Может все было бы иначе? Может он бы не опустился так низко?
Концовка фильма заслуживает отдельной похвалы. Дружба, самопожертвование, предательство… Но кажется иногда в нашей жизни именно осознание ужаса содеянного, может навсегда заставить человека изменится. По настоящему этого захотеть, а «Друг» в последнем кадре, дает такую теплую для каждого из нас надежду и такое желанное прощение…
Подытоживая все написанное, можно сделать вывод, что кинолента «Друг», одна из тех прекрасных советских фильмов которые заставляют думать, переосмысливать отношение к жизни, к людям. Она несет в себе сильное послание о настоящей дружбе, милосердии, доброте, сострадании, о том настоящем в нашей порой циничной жизни и именно в этом заключается главная ее ценность.
10 из 10
Гениально
Like
Comment
Share
kirik b Shared publicly - 2015-01-06T03:18:00Z
В так называемые «перестроечные» годы в СССР вышло не так много по настоящему хороших картин. Связано это было не только с тем, что в профессию пришло множество новичков-неумех, но так же и потому, что власть впервые развязала художникам руки. Можно было снимать абсолютно всё что угодно. В результате на экранах началось засилие «чернухи», и зритель предпочёл отечественному кинопрому, только что появившийся на видео западный. Именно в те годы был подорван авторитет отечественного кинематографа, который в 90-ые и вовсе упал ниже плинтуса…Но всё же, всегда есть исключения. Это касается и нашего кино, в стане которого во все времена, так или иначе появлялись время от времени достойные представители родной школы. В конце 80-ых, в годы горбачёвской борьбы с пьянством, по пропагандистскому госзаказу о вреде алкоголя был снят этот замечательный фильм. Который доказывает, что для настоящего творца не важно про что снимать, а главное как. Что и из чистой воды «заказухи» можно создать искреннее, цельное, глубокое и берущее за душу произведение. А именно таким фильмом и является рассматриваемый в данной рецензии «Друг».
Сюжет картины рассказывает об опустившимся на дно жизни, одиноком и некому (а главное самому себе) ненужном алкоголике Колюне. Для него смысл бытия -выпивка, а потом поиск средств на опохмелку. Неухоженный, не мытый, не бритый, вечно «косой» от не просыхания, и тем не менее исхитряющийся так или иначе раздобыть на бутылку. И приобрести её, минуя километровую, советскую очередь в гастрономе. Некоторые выкрутасы героя вызывают улыбку, некоторые способны даже рассмешить. Но сам персонаж, как и история -вовсе не комедийного жанра. Тем более странно видеть имя режиссёра. Им является Леонид Квинихидзе, до того известный преимущественно по несерьёзному, практически водевильному жанру: популярный мюзикл «31 Июня», детская «Мэри Поппинс, До Свидания» и «Крах Инженера Гарина», комедии «Небесные Ласточки» и «Соломенная Шляпка». В то время, как «Друг», в отличии от прошлых его работ -настоящая драма, лишь слегка разбавленная юмором. История начинается с того момента, как гуляющему по рынку с целью «настрелять» рубли на опохмелку Колюне, некий мужчина отдаёт пса породы ньюфаундленд по кличке Друг, дав в придачу четвертак на бутылку. А после поблагодарив пса и простившись с ним, таинственный незнакомец исчезает в толпе. Отныне Колюн не сможет больше выпить. Друг не даст. И будет всеми силами стараться вернуть нового хозяина (или подопечного?) в общество. Как спросите вы? Да очень просто -Друг умеет разговаривать! Причём делает это харизматичным, интеллигентным голосом Василия Ливанова. Пёс заставляет мужчину задуматься о своей жизни, о будущем и о том, что есть в его жизни самого дорогого. Под влиянием положительного «друга» Колюн начнёт бороться с «зелёным змеем»: ухаживать за собой, делать утренние пробежки по парку, готовить здоровый ужин, займётся уборкой квартиры и даже задумается о работе (с последнего места службы-из химчистки его уволили за пьяную драку), и о знакомстве с женщиной…
Вроде как видно же, что на экране агитка: мол живите в пьянстве и грязи, или будьте трезвенниками и почувствуете все прелести жизни. Однако на экране не агитка, а настоящая судьба несчастного человека, который однажды по какой то причине дал слабину, позволил проклятой заразе себя одолеть и в результате лишился всего что имел (в ходе повествования мы узнаём, что у Коли есть жена и маленькая дочка, вернее были когда то раньше). Встреча с бывшей и маленькой дочуркой вышли самыми тяжёлыми в картине. При виде отца, вернее когда Коля сказал девочке кто он такой (сама она его не узнала), та стала плакать и звать маму, а прибежавшая на плачь ребёнка женщина начала в истерике проклинать героя и умалять оставить их в покое. После, вернувшись к себе в квартиру Коля скрежетал зубами и сам скулил как пёс, признаваясь, что на трезвую голову не может перенести всего этого кошмара…Очень сильно играет эту сцену Сергей Шакуров. Вообще, в любом фильме и в любом образе этот актёр достоверен до невозможности! Жаль, что в последние годы он так редко появлялся на экране. «Друг» же можно счесть его бенефисом, или мастер-классом актёрского мастерства, для начинающих артистов, в котором наглядно продемонстрировано умение удерживать и концентрировать внимание зрителя на собственной персоне в течении 1,5 часов практически «соло». Так как прочие исполнители появляются и стремительно исчезают из сюжета. В центре остаются только Колюн и его чёрный ньюфаундленд Друг…
Сценарий о необычной дружбе собаки и алкаша написал Эдуард Акопов, в том же году из под своего пера выдавший другой хит перестройки -«Человека с Бульвара Капуцинов», а до этого писавший текст «курортной» комедии «Будьте Моим Мужем» и мелодрамы «Воскресный Папа». Сюжет «Друга» вышел несколько жёстким, при всей его сказочности. И фильм скорее напоминает некую притчу, ибо сложно отнести его к какому то конкретному жанру (безусловно, к драме он тяготеет больше всего). Во время просмотра картины веришь в то, что герой исправился, что он бросил пить. И то насколько сильным и болезненным оказывается финальный эпизод трудно передать словами. Прова поговорка -придать могут только люди. В данном случае -променять на бутылку водки… Поразительно точно на картину легли грустные песни барда Александра Разенбаума. В особенности «Вальс-Бостон» и «Нарисуйте мне дом…» -действительно, очень сильные композиции очень удачно вписались в картину. Но всё таки финал у истории, что называется светлый. Будем считать, что Николай «завязал», а из клиники его в квартире встретил тот самый Друг, который тогда всё же смог убежать от тех нехороших людей. Да и кино заканчивается стоп-кадром человека и пса…
Думаю перестроечного «Друга» можно рекомендовать к просмотру не только алкоголикам, но и всем у кого есть какая-либо пагубная зависимость. Но самое главное не отворачиваться от таких людей, а протянуть им руку помощи в трудную минуту (речь не о том, что бы занять на опохмелку). А это самое трудное, ведь благодарности за подобное сразу ждать не следует, даже на оборот. Но если удастся спасти человека, то поблагодарит он после обязательно. Кино о том, что не надо быть равнодушным. Ведь как это верно кто то заметил -любить человечество легко, но вот полюбить человека -трудно. И так же не стоит забывать открывающую фильм цитату Ивана Бунина: « Не, всё ли равно про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.»…
8 из 10
Не хочу, что бы моя рецензия превратилась в оду, но эта кинолента одна из немногих которые навсегда оставили след в моем сердце. Еще с подросткового возраста, в мою голову врезался эпизод с какого-то фильма, где человек идущий по ступенькам в подъезде напевает песенку: «На ковре, из желтых листьев, в платьице простом…». Спустя годы, повзрослев, я захотел выяснить, что это за картина и посмотреть ее. Получилось признаюсь на сразу, но все же проявив находчивость при составлении запроса в поисковике, мне удалось. Позже для себя я