«Друг мой, Колька», 1961
СССР
Фильм из серии «фильмов про школу». Лично я такую школу уже не помню, но по рассказам родителей все выглядит достаточно правдоподобно. Тайные общества с собственным тайным языком и планами стать пиратами или махнуть на Северный полюс; мальчишеская радость послевоенных лет — голубятни; стиляги и хулиганы; городские дворы, крыши и чердаки; ключ от квартиры на веревочке на шее.
Фильм детский и поэтому он, с одной стороны, вроде бы неплохо передает послевоенную дворовую атмосферу, а, с другой, заточен все-таки на позитив (особенно это видно в концовке) и не обнажает в полной мере всех «прелестей» послевоенной жизни.
Фильм уже про самоутверждение подростка и непонимание со стороны взрослых (присутствует конфликт поколений), но еще не подымающий экзистенциальную проблематику. Типаж Кольки представлен точно, только еще пока не раскрыт. У Кольки в фильме нет голоса, ему пока не позволено говорить. Заговорят персонажи, подобные Кольке, только в конце 60-х (например, в фильмах «Ключ без права передачи» или «Доживем до понедельника»).
В фильме представлен особый феномен «советской учительницы» — пионервожатой в исполнении Антонины Дмитриевой. Сыграна роль блестяще. Таких учительниц мы потом встретим и в «А если это любовь?» (фильм тоже был снят в 1961), «Доживем до понедельника» (1967), «Ключ без права передачи» (1976), «Школьный вальс» (1978) и во многих других. Думаю, в жизни каждого из нас были такие черствые ханжеские персонажи, которые всеми силами (но не со зла) почему-то хотели испортить нам жизнь. Повезло Кольке — в него верили и друзья, и герой Анатолия Кузнецова. Не повезло героям фильма «А если это любовь?»: злоба, ханжество, зависть и равнодушие, скорее всего, навсегда оставили в их сердцах след.
Не знаю, вызвал ли фильм «Друг мой, Колька» идеологические дискуссии во властных кулуарах, но антисоветская критика в нем присутствует. Хотя «положен на полку» фильм был не по этим соображениям, а после отъезда за границу Савелия Крамарова, сыгравшего в нем эпизодическую, но достаточно яркую роль.
В фильме царит атмосфера иронии и сатиры. Итак, что же и кого мы видим?
Председателя Совета дружины Валерия Новикова, отличника и выскочку, явно потенциального карьериста. Удивительное совпадение, но его мама — глава родительского комитета школы — самодовольная, тщеславная и бестактная ханжа. Актриса Людмила Чернышева великолепно сыграла холодную, мстительную и себялюбивую мать Валерика.
В самой школе чувствуется атмосфера приспособленчества и навязывания женских стратегий поведения. Все школьные мероприятия проводятся в добровольно принудительном формате, инициатива снизу блокируется и даже оказывается наказуемой. Серая и скучная школьная жизнь, которую в рамках дисциплинарного формата не дают освежить и раскрасить в принципе.
Авторы фильма откровенно издеваются над послевоенной советской (сталинской) шпиономанией. В школе создано тайное общество ТОТР («Тайное общество троечников»), что вызывает у пионервожатой (ответственной за идейно-воспитательную работу) просто нечеловеческий ужас.
Хорошо показана атмосфера тотального недоверия, с одной стороны, (когда Лидия Михайловна закрывает дверь на семь замков после уход Валерика) и разрушение этой атмосферы (в фигуре нового пионервожатого в исполнении Анатолия Кузнецова), с другой. В молодом пионервожатом Сергее Руденко очень чувствуется «оттепель»: прямота, открытость, заинтересованность, уважение и к себе и к другим, желание в самом последнем хулигане увидеть человека. Именно благодаря Руденко Кольку не поглотили эти послевоенные городские дворы. Кстати, сколько ребят военного и послевоенного поколения, которые детьми выжили в нечеловеческих военных условиях, убили именно московские, питерские, харьковские… дворы.
Снято хорошо и добротно, хотя кое-где растянуто и даже занудно. Первая режиссерская работа Александра Митты в качестве сорежиссера.
Филь ценен, на мой взгляд, именно этим уже не совсем советским ракурсом понимания.
Советую посмотреть всем любителям фильмов про школу (классика жанра).
7,8 из 10
«Друг мой, Колька», 1961 СССР Фильм из серии «фильмов про школу». Лично я такую школу уже не помню, но по рассказам родителей все выглядит достаточно правдоподобно. Тайные общества с собственным тайным языком и планами стать пиратами или махнуть на Северный полюс; мальчишеская радость послевоенных лет — голубятни; стиляги и хулиганы; городские дворы, крыши и чердаки; ключ от квартиры на веревочке на шее. Фильм детский и поэтому он, с одной стороны, вроде бы неплохо передает послевоенную дворовую атмосферу, а, с другой, заточен все-таки