Давным-давно в Париже жила девушка по имени Люси. Жила счастливо, надо сказать, несмотря на бедность и работу в ночную смену в отеле, а всё потому что был у неё обожаемый старший брат, весёлый, немного наивный и души в ней не чающий. Но вот однажды, в последнюю ночь зимнего новолуния счастью пришёл конец: к Люси обратилась загадочная посетительница, разряженная, как кинодива из сороковых годов. Всего лишь небольшая просьба — за вознаграждение отыскать бывшего там когда-то человека — и наша героиня впутывается в «запутанную историю, полную головоломок и интриг». Во второй части фильма, там, где две героини с постера предстают в своём истинном обличии, детективная история свёртывается и начинается фэнтези на грани махо-сёдзе. Нашей Люси, чтобы выйти из «игры двух королев» и заодно спасти всех от «их силы и капризов», придётся проявить не только логику и ум, но и готовность сразиться с превосходящими её во всём противницами и даже пролить свою драгоценную кровь во имя своей свободы.
Ну ладно, пошутили немного, и хватит (хотя, в каждой шутке…) Фильм Жака Риветта почему-то не вызывает особого интереса у синефилов, а ведь если браться за его серьёзный разбор во всех деталях и отсылках, то конечный результат может занять целую книгу. Не приглянулся он и любителям фэнтези — может, их отпугивала репутация режиссера, может, он просто оказался слишком сложным для большинства зрителей. Действительно, сюжет фильма напоминает шахматную партию с чёрной и белой королевой и их пешками. Каждый ход фигуры влияет на стратегию всей игры, в конце которой либо одна королева побеждает другую, либо этой королевой становится прошедшая всё поле от начала до конца пешка. Разумеется, это не единственная трактовка, которая появится у внимательного к деталям зрителя. Им вспомнится и нуарная эстетика, противопоставленная гиперреалистичной манере игры некоторых актёров, и отсылки к первобытным мифам о дуальности вселенной («королевы» Вива и Лени практически во всём противоположны друг другу), и много других скрытых смыслов, мне пока невидимых.
Актёрский состав, состоящий всего из семи человек, справляется со своей задачей на пятёрку с плюсом. Серьёзно, фильм обязателен к просмотру всем, кто желает ознакомиться с понятием «хорошая актёрская игра». Нервная избыточность движений и фраз Эрмины Карагёз вызывает поначалу недоумение, но потом мы вспоминаем, что в реальной жизни люди ведут себя именно так. Не в пример ей реплики и жесты Жюльет Берто и Бюль Ожье выверены до почти балетного совершенства. В своём личном топе «Дуэли» я давно отдала первое место, и минусов найти не могу — даже строгая феминистка внутри меня осталась довольна, разве уж только иногда было трудно различать лица актеров на средних планах из-за чересчур затемнённой картинки. Так уж и быть, ничто не идеально.
10 из 10
Давным-давно в Париже жила девушка по имени Люси. Жила счастливо, надо сказать, несмотря на бедность и работу в ночную смену в отеле, а всё потому что был у неё обожаемый старший брат, весёлый, немного наивный и души в ней не чающий. Но вот однажды, в последнюю ночь зимнего новолуния счастью пришёл конец: к Люси обратилась загадочная посетительница, разряженная, как кинодива из сороковых годов. Всего лишь небольшая просьба — за вознаграждение отыскать бывшего там когда-то человека — и наша героиня впутывается в «запутанную историю, полную голов