Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Человеку нужен человек. Именно так, одним предложением можно описать эту картину. Картину, одного из талантливых режиссеров Советского Союза Марлена Мартыновича Хуциева. После просмотра остается приятное ощущение умиротворения.
В этом фильме все довольно гармонично: музыка, актеры, сценарий. Даже некоторая идеологизированность в отдельных моментах не вредят фильму.
Картина о жизни, а не о войне. «О мертвых мы поговорим потом», вспоминая строчку из стихотворения Михаила Дудина из (наверное) самой известной картины Марлена Мартыновича. Первые же кадры с вагонами поезда нам об этом кричат: конец хаосу, войне. И тут же важный момент, нас знакомят с главными героями: Федором-большим (Василий Шукшин) и Федором-маленьким (Николай Чурсин). Внимание Федора-большого привлекает крик женщины, затем мы можем видеть как взрослые окружили мальчика, который словно маленький зверек пытается убежать, взяв с собой хлеб. Воровство для него как мы поймем позже — норма, но это его способ выживания. Он совершенно один. Нет ни матери, ни отца, ни тетки про которую он так часто вспоминал. Быть может, это даже нельзя назвать ложью, скорее это иллюзии, в которых мальчик хотел бы оказаться. Большой-Федор единственный, кто помог ему, он заплатил за хлеб. Мальчик оказался не из самых пугливых и попросил подвезти его на поезде до той самой тети. Но не после двух, не после трех остановок он не вышел. Переломный момент происходит на перроне (и тут нельзя не отметить умение Хуциева держать в напряжении зрителя) Федор-большой не может перешагнуть через себя и оставить мальчика одного, он понимает, что никакой тети нет, он понимает, что мальчика ждет только скитание и воровство. Он не смог отпустить мальчика, в последний момент схватит его и запрыгнув на поезд. А мог ли он поступить иначе? Мы ничего не знаем о Федоре -старшем, только то, что у него есть медаль «за взятие Вены» и «за взятие Будапешта», но то, что она (война) танком (один из символов войны в фильме) проехалась по его жизни — несомненно.
Не случайно нам показывают как герои строят дом. Дом — мирная жизнь, новая, и теперь с хорошим другом рядом. Эпизод с курицей — отражение мировоззрения Федора-большого. Он, как человек, как рабочий человек, не смеет не только воровать, но и отнимать чужого. Мальчик же, для которого воровство не есть постыдное осознал почему так нельзя поступать. Однако, в помыслах его не было ничего злого. Он любит Федора-большого и показывает свою заботу как может. В кино несколько раз выкидывают еду или роняют, но еда там имеет второстепенное значение. Картине не о курице или картошке. Она о взаимоотношении людей.
Большой-Федор называет мальчика другом, но как мальчик его воспринимает? Как друга, брата, отца? Несомненно, он его любит и испепеляющая ревность его слепа. Он лишил Наташу (жены Федора-большого) ее главного украшения. Эпизод с волосами тоже ключевой, мальчику стало жаль Наташу. Нет ненависти в сердце его. Он светлый, даже его облик говорит об этом: белокурые волосы, ясные глаза и яркие веснушки. Маленький, но гордый.
Конец цикличен. Герои вспоминают то, с чего начали. Что будет потом — неизвестно. Режиссер позволяет нам представить, что все будет хорошо. И нам хочется в это верить.
Эх, дороги… Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян. Знать не можешь Доли своей: Может, крылья сложишь Посреди степей. Человеку нужен человек. Именно так, одним предложением можно описать эту картину. Картину, одного из талантливых режиссеров Советского Союза Марлена Мартыновича Хуциева. После просмотра остается приятное ощущение умиротворения. В этом фильме все довольно гармонично: музыка, актеры, сценарий. Даже некоторая идеологизированность в отдельных моментах не вредят фильму. Картина о жизни,