Бена Риверса трудно назвать просто «режиссером». Режиссер — это человек-функция, основная обязанность которого производить кинопродукт, удовлетворяющий условиям одного из стандартных жанров. Бен Риверс скорее художник — визионер. Его творения — это не фильмы в прямом понимании, а скорее «картины на пленке». Причем место этим картинам не на одном из многочисленных бьеннале, где маститые критики и не менее маститые зрители, прохаживаясь по залам, может быть уделят несколько минут своего внимания какому-нибудь видеоарту. Нет, творениям Бена Риврса — место на большом экране, в кинотеатре, где зритель в темноте атомизирован от прочих зрителей мягкими поручнями кресла и одновременно составляет одну молекулу со всем кинозалом.
«Два года» в море — это «документальный» рассказ о жизни отшельника Джейка Уильямса. На протяжении девяноста минут зритель следит за одним годом из жизни странного бородача, живущего в лесной глуши. Никакое море на экране, разумеется не появится. Море — это, вероятно, метафора одинокой жизни человека в безбрежном мире.
Риверс показывает нам самые простые и в тоже время какие-то необычный и магические вещи: вот герой моется под самодельным душем, идет по снегу, ложится спать в маленьком вагончике, который возносится во время его сна на кроны деревьев. Никаких объяснений сплошная магия. Кто этот человек? Новый святой, отшельник, йог, Будда, удалившийся от мира? Музыка, напоминающая мантры, казалось бы намекает на это. Но зачем, тогда «просветленному» отшельнику хранить дом фотографии людей, да и еще и по долгу их разглядывать? В мире произошел апокалипсис и кроме героя никого не осталось? Но почему же он так спокоен, весел и откуда берет бензин для своей машины? Может быть герой просто сумасшедший? Однако свои домашние дела он ведет как нормальный человек: стирает носки, готовит бобы, слушает музыку и играет с котом. Ответов нет. И, если честно, они не нужны. В итоге, фильм можно описать как одним годом из жизни современного Робинзона Крузо. Если никого вокруг тебя нет, то можно развлечь себя разными способами и никто не будет показывать пальцем и осуждать: поплавать на плотике из канистр и надувного матраса по луже, разводить костер, спать зимой в доме на дереве и любоваться от туда на большой дом. Это не слияние человека и природы, так как герой живет в доме и пользуется техникой. Это слияние человека и окружающего его мира, радость жизни.
Магическую ауру создают технические приемы, используемые режиссером: старая, дрожащая пленочная камера создает почти бракованную «картинку», которая еще и раскачивается из стороны в сторону. Однако все эти потертости, царапины, пленочные «ожоги» и создают тот невероятный эффект присутствия и ирреальности одновременно. Доминирующий серый цвет позволяет фильму, стать единым пространством, полноценным высказыванием. Только смирившись с визуальными особенностями картины и алогичности всего происходящего на экране зритель сможет получить удовольствие от погружение в такой волшебный и притягательный мир Бена Риверса и Джека Уильямса.
Бена Риверса трудно назвать просто «режиссером». Режиссер — это человек-функция, основная обязанность которого производить кинопродукт, удовлетворяющий условиям одного из стандартных жанров. Бен Риверс скорее художник — визионер. Его творения — это не фильмы в прямом понимании, а скорее «картины на пленке». Причем место этим картинам не на одном из многочисленных бьеннале, где маститые критики и не менее маститые зрители, прохаживаясь по залам, может быть уделят несколько минут своего внимания какому-нибудь видеоарту. Нет, творениям Бена Риврса