80-е годы в советском кино — это ярко выраженный «боевикастый» период, когда сплошь и рядом снимались «драматические уголовно-криминальные» фильмы. Делали это, как маститые режиссёры, так и начинающие. Александр Гордон относится к маститым, потому что за его плечами уже был десяток фильмов, тепло встреченных зрителями. Имелся в этом списке и «драматический уголовно-криминальный боевик» «Схватка в пурге», снятый в 1977 году. И «Схватка в пурге», и «Двойной обгон» имеют хорошее начало, неплохую середину и крайне слабый финал. Если в «Схватке» фантастичность происходящего несколько сглаживает отрицательные эмоции, то в «Обгоне» недоумение вызывает то, ради чего и снимался, собственно, сам фильм — ради многоминутной финальной погони.
К сожалению, эта самая погоня сегодня вызывает не столько интерес, сколько недоумение и даже раздражение. Каскадёры отработали по максимуму, поставив, действительно, эффектные сцены с преследованием. Вот только весь их труд выглядит пустой тратой времени на фоне самой весьма спорной истории. Понятно, что режиссёру хотелось ввести в фильм побольше динамики, вот он и старался «по полной». Однако герой Химичева выглядит в сценах преследования не профессионалом, а ребёнком, которому дали «погонять». К чему столько эпизодов с крутящейся, словно волчок «Ладой»? К чему вообще, почти полчаса преследований, если после предупреждения о применении оружия, он должен был его применить, а не сжигать шины об асфальт?
Оба сценариста картины — дебютанты. Они хотели «втиснуть» побольше «экшена», а на драматургию, по-видимому времени не хватило. Психология персонажей совершенно не проработана. Василий (Виктор Фокин), «подогнавший» бандитам машину, ведёт себя весьма странно: вроде в «завязке», а деньги взял, «забыл» номер в гараже(!), при аресте ведёт себя развязно, а потом вдруг «проникается» и требует разговора с начальством. Совершенно однобокий получился грабитель-рецидивист Жигаев (Александр Коршунов): весь негатив достался исключительно ему одному. Хотя, если судить по возрасту, то полным «отморозком» должен был стать второй бандит по кличке «Жук» (Витаутас Томкус). Томкус, пожалуй, самый глубокий персонаж в фильме — сыграл, хорошо, ярко, с чувством, с реальным погружением в персонаж.
А вот Борису Химичеву практически нечего было играть. Большую часть эпизодов снимались каскадёры, артисту достались только крупные планы лица, которые не всегда соответствовали динамике сцен. Название «Двойной обгон» тоже вызывает вопросы. Сегодня в ПДД термина «двойной обгон» нет, однако суть его всем понятна — это обгон транспортного средства, которое уже выполняет обгон другого транспортного средства (или нескольких транспортных средств). Ничего подобного в фильме не было. Были догонялки, были обгонялки, но только одной машины. Так что даже название в данном случае — это всего лишь «завлекалочка» и дань «боевикастой» моде.
А постановщики автотрюков всё-таки молодцы!
80-е годы в советском кино — это ярко выраженный «боевикастый» период, когда сплошь и рядом снимались «драматические уголовно-криминальные» фильмы. Делали это, как маститые режиссёры, так и начинающие. Александр Гордон относится к маститым, потому что за его плечами уже был десяток фильмов, тепло встреченных зрителями. Имелся в этом списке и «драматический уголовно-криминальный боевик» «Схватка в пурге», снятый в 1977 году. И «Схватка в пурге», и «Двойной обгон» имеют хорошее начало, неплохую середину и крайне слабый финал. Если в «Схватке» фан