Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы. Превратитесь в куски безупречной глины, и очистите разум до единственной мысли о вечности. Либо станьте подобием холодного, безжизненного пепла и каждый ваш поступок обретет космическое значение. Не пытайтесь узреть дзэн с завязанными глазами. Дзэн — это океан. Дзэн — это воздух. Дзэн — это остроконечные горы. Это гром и молния, солнце и луна, это весенние цветки сакуры, опадающие на зеленую траву, знойное лето и мертвенно-белая зима и даже более того: дзэн — это человек.
Оставьте разговоры о душе, уме, природе, сущности мироздания и перед вами появиться нечто совершенно неповторимое. Его можно увидеть в море огня, приближаясь к которому не страшитесь опалить лицо, руки, ноги и сердце от соприкосновения с ним. И если вы станете медлить, тратя время на размышление, то вас уже ничто не сможет спасти…
Дзэн выше всяких определений и любые его трактовки сводятся к значению «убийства ума». Первоначальный ум — сравним с родниковой водой, он чист и прозрачен. Беспокойный ум — сравним с рябью на поверхности реки, ленивый ум — с заросшим прудом. Что же касается ума, который находится под влиянием сомнения, страхов и злобы, то он подобен воде, загрязненной черным зловонным илом. Избавьтесь от всех «примесей» и страданий вашего ума.
Картина японского режиссера Банмея Такахаси рассказывает о жизни основателя Дзен-Буддизма в Японии Эйхэе Догэне. В детские годы он навсегда проникается идеей ощущения хрупкости всего сущего на земле, после смерти матери, и посвящает свой путь поиску устранения человеческих страданий. Ради этой цели, Догэн становится монахом, обретает просветления, путем длительных медитаций, отрешившись от разума и тела, практикует философию познания себя (полностью очистив себя от эго) и добивается трех степеней ума: радостный ум, заботливый ум и вселенский ум.
Путь к познанию себя проходят и другие персонажи картины. Женский образ многослоен и сложен и состоит из множества «кусков вселенной», которые вначале рушатся до мельчайших частиц, а после, восстанавливаются в единое целое. Путь долог. Героиня торгует своим телом в борделе и дома, чтобы «прокормить» мужа алкоголика и сластолюбца, умирает ее ребенок и из уст Догэна звучит известная притча о бобах… Затем, героиня знакомится с монахом, в которого влюбляется. Он, поддается искушению и очерняет ее чистые побуждения одним единственным жестом, она же невольно становится соблазнительницей для монаха. В его душе поселяются демоны. Он уходит странствовать, дабы не запятнать святое нечистотой и по учению Буддизма уже несет свою тяжелую ношу самостоятельно.
Визуальный ряд «Дзен» весьма аскетичен. Преобладают коричневые оттенки, серые, грязно-зеленые. Но за скупостью однотипных красок, проступают кадры, достойные грез или фотографий. Это отражение луны в рисовых чеках (многолуние) либо момент просветления Догэна (вознесение монаха на небеса на розовом лотосе). И философский момент в финальной части фильма, когда героиня подает милостыню своему бывшему супругу и по ветру разлетаются ее волосы… — никогда не понять мужчине всей глубины дна женского колодца души.
«Изучить путь Будды — значит изучить себя. Изучить себя — значит забыть себя. Забыть себя — значит просвятить себя. Просвятить себя — значит освободить свое собственное тело и сознание, и тело и сознание других». Будда — в человеческих руках, но лишь чистый детский ум или ум странника, идущего добрым, созидательным путем, знает, как сложить ладони, чтобы защитить Его, который во всем искреннем и вечном.
10 из 10
Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы. Превратитесь в куски безупречной глины, и очистите разум до единственной мысли о вечности. Либо станьте подобием холодного, безжизненного пепла и каждый ваш поступок обретет космическое значение. Не пытайтесь узреть дзэн с завязанными глазами. Дзэн — это океан. Дзэн — это воздух. Дзэн — это остроконечные горы. Это гром и молния, солнце и луна, это весенние цветки сакуры, опадающие на зеленую траву, знойное лето и мертвенно-белая зима и даже более того: дзэн — это человек. Оста