Джимми Пикар страдает от навязчивых идей и дурных, непонятных снов. Все эти явления приобретены Джимми на фронтах Второй Мировой войны, в ходе которой он героически вывалился из автомобиля и ударился головой об землю. Помещённый в психиатрическую клинику, Джимми вызывает недоумение у врачей. Затрудняясь поставить диагноз, потомки Эскулапа выбирают беспроигрышный вариант — у тебя шизофрения засранец, не отвертишься! С диагнозом в корне не согласен доктор Деверю, который нежно препарирует ранимую душу пациента и добьётся его излечения…
Лёгкая, ненавязчивая атмосфера дурдома, мягко обволакивает зрителя с первых минут. Безумец радостно тыкающий себя столовым ножом, завывающий, слюнявый дебил в инвалидном кресле (прекрасное камео Эй Мартинеза — полузабытый Круз Кастильо из «Санта — Барбары») — все эти мелкие детали настраивают на позитивный лад. Индеец из племени черноногих по имени Джимми, не поддаётся традиционным методам лечения, он угрюм, бесстрастен и абсолютно непроницаем для психиатров.
Доктор Деверю — практикующий психоаналитик, легко находит контакт с пациентом, но трактует его воспоминания в духе вульгарного фрейдизма. Нарисованный Джимми пейзажик, Деверю тут же объясняет коллегам в духе венского шамана: вы видите эти горы — это несомненно женские груди (лично мне такая интерпретация очень нравится, вот почему я люблю пейзажную живопись — в каждом рисунке солнце). Рассказ индейца о случае из своего детства, в ходе которого он застал мать в постели с каким — то Чингачкуком, психоаналитик изящно толкует.. как бы вы думали? Почему ребёнок, увидев маму в постели с чужим дядей, убегает в слезах? Конечно же, он просто хотел оказаться на месте дяди, а оно уже занято.
Фильм снят в холодной, отстранённой манере. Режиссёр ведёт себя со зрителем как психоаналитик с пациентом — держит дистанцию. Нам показывают серую, никчёмную жизнь Джимми, виски, бабёнки, ничего примечательного, обычное парнокопытное. Зачем — то приоткрывают завесу над личной жизнью Деверю, чуть — чуть, самую малость, и здесь интересного мало, какие — то невнятные отношения с чужой жёнушкой, старообразной англичанкой лошадиной наружности. Вялое побулькивание буржуазных страстишек, не вызывает ничего, кроме недоумения. Почему зрителю должно быть интересно, что Деверю никогда не вернётся в Париж? Почему он не вернётся в Париж? При чём тут вообще Париж?
Бенисио Дель Торо (Джимми) играет очень спокойно, без надрыва, большую часть фильма сохраняя абсолютную невозмутимость. Амальрик (Деверю) первые минут двадцать лучится фальшивым оптимизмом, натянуто улыбается, и даже игриво подпрыгивает на месте — вот какой я жизнелюб и жуир, пузырюсь как шампанское. Затем жизненные силы покидают героя, красный нос, смачное сморкание (почему — то режиссёр особенно акцентирует внимание на соплях Деверю, даже боюсь подумать, с чем именно ассоциируются сопли в трудах дедушки Фрейда). Далее следует обычный для Амальрика образ рефлексирующего интеллигента, фильм безжизненно ковыляет к финалу.
Итог.
Рекомендуется к просмотру поклонникам психоанализа, людям здоровым смотреть это кино не следует.
3 из 10
Джимми Пикар страдает от навязчивых идей и дурных, непонятных снов. Все эти явления приобретены Джимми на фронтах Второй Мировой войны, в ходе которой он героически вывалился из автомобиля и ударился головой об землю. Помещённый в психиатрическую клинику, Джимми вызывает недоумение у врачей. Затрудняясь поставить диагноз, потомки Эскулапа выбирают беспроигрышный вариант — у тебя шизофрения засранец, не отвертишься! С диагнозом в корне не согласен доктор Деверю, который нежно препарирует ранимую душу пациента и добьётся его излечения… Лёгкая,