Владимир Бортко для меня режиссёр особый. Нет, не по таланту, а по умению выразить дух времени, запечатлеть его на киноплёнке. Взять к примеру «Блондинку за углом», вроде бы типичный советский фильм — сатира на тему «про отдельные недостатки» советской торговли, а на деле пожалй лучшее отображение советского общества в целом, с его строгой иерархией, рассказом кому что положено, а что табу.
Таковы его и «Улицы разбитых фонарей». Именно после них «менты» пришли на смену «мусорам». А служба в милиции перестала быть позорным клеймом.
Такова и картина «Единожды солгав». Вроде бы она о художнике живущем на сломе эпох, а на деле она о типе людей живущих по принципу «всё продаётся, и всё покупается». Да, когда-то художник Крюков был бунтарём — нонконформистом, участвовал в полу- и запретных выставках, шёл против волны официоза. Но время изменилось, или это Крюков предал самого себя?, задули ветры Перестройки, появились новоявленные гении, и Крюков благополучно перековался в «государственного» живописца, живущего за счёт госзаказов. Живущего надо прямо сказать хорошо. У него квартира в центре Ленинграда, машина (Лада восьмёрка — а это по тем временам почти иномарка), поездки за границу — то есть всё то, что среднестатистическому советскому гражданину в 1987 году могло привидится лишь в сладком сне. В картине дана и противоположность Крюкова, художник-станковист Стас (играет Юрий Кузнецов). Нищий, не имеющий возможности купить даже кисти, он говорит Крюкову что то, чем он занимается — это не искусство. И он прав. Понимает это и сам Крюков, только уже ничего сделать не может, слишком далеко зашёл на пути «соцреализма». Вот и остаётся только пририсовывать партийным генсекам нимбы святых, чтоб и «вашим и нашим». Кто как увидит, и кто как поймёт. Игра в искусство. Игра за которую платят хорошие деньги. И тогда, и сейчас. А за деньги как известно можно купить всё, ну или почти всё. Кроме таланта и совести.
9 из 10
Владимир Бортко для меня режиссёр особый. Нет, не по таланту, а по умению выразить дух времени, запечатлеть его на киноплёнке. Взять к примеру «Блондинку за углом», вроде бы типичный советский фильм — сатира на тему «про отдельные недостатки» советской торговли, а на деле пожалй лучшее отображение советского общества в целом, с его строгой иерархией, рассказом кому что положено, а что табу. Таковы его и «Улицы разбитых фонарей». Именно после них «менты» пришли на смену «мусорам». А служба в милиции перестала быть позорным клеймом. Такова