Фильм носит скорее характер осторожного напоминания, чем сколько-нибудь глубокого рассказа об Эйхмане и катастрофе европейского еврейства. Несколько раз в кадре промелькивают узники концлагерей, но в основном фильм сосредоточен на двух персонажах: безжалостном нацисте и гуманном допрашивателе. К сожалению, следователю внимания уделено едва ли не больше, чем Эйхману; тем самым накал ослабевает, да и как упаковать шесть миллионов смертей в полтора часа кино-для-всех? О них можно упомянуть только вскользь и с подчёркнуто серьёзным видом…
Авторов больше интересовала личность (или скорее: личина) Эйхмана. Он показан в соответствии с кредо карамазовского чёрта: «Я сатана, и ничто человеческое мне не чуждо». Подробно показано его любвеобилие, страсть к белокурым еврейкам и баронессам, причём аристократка, решительным жестом сбросив подвенечное платье прабабушки и оседлав мужественного любовника, распаляет его и себя подробной статистикой истреблённых представителей низшей расы. Оба выглядят как заигравшиеся подростки; но возможно, все эти кровавые чудовища и были никем иным, как заигравшимися подростками? Вполне подростковое поведение: отрицать очевидную вину, уходить от неизбежной ответственности: «Я просто выполнял приказы фюрера…» Если не в каждом, то во многих из нас живёт обиженный на мир подросток, но рано или поздно приходиться взрослеть — деваться некуда. Жаль, что фильм тоже во многом подростковый: в нём нет ни трагедии, ни особой драмы, просто интерес энтомолога-любителя к занятному представителю класса паукообразных. Но некоторых тем лучше не касаться, если не чувствуешь в себе ни гнева, ни пристрастия…
Фильм носит скорее характер осторожного напоминания, чем сколько-нибудь глубокого рассказа об Эйхмане и катастрофе европейского еврейства. Несколько раз в кадре промелькивают узники концлагерей, но в основном фильм сосредоточен на двух персонажах: безжалостном нацисте и гуманном допрашивателе. К сожалению, следователю внимания уделено едва ли не больше, чем Эйхману; тем самым накал ослабевает, да и как упаковать шесть миллионов смертей в полтора часа кино-для-всех? О них можно упомянуть только вскользь и с подчёркнуто серьёзным видом… Автор