Eva Satorinka Shared publicly - 2014-05-04T15:53:00Z
Я случайно выбрала к просмотру этот фильм, не зная, кто такой Теннант (я не смотрела пока «Доктор Кто»), зная, конечно, кто такой Энди Серкис (кто его не знает после Голлума?), интересуясь судьбами двух великих ученых. Фильм мне в целом понравился. Он добрый, светлый, оптимистичный. Комментарии же следующие.
Режиссер постарался разыграть байопик по правилам массового потребления: словно научно-популярная статья, показывает широкой публике, что и она, горемычная, вполне способна употребить, пережевать, усвоить теорию относительности (смотри: вот скатерть, вот яблоко). Я не физик, мало что в этом смыслю, мне даже понравились такие лапидарные, топорные визуализации. Сцена с падающими куриными яйцами (урок гравитации), плаванье в лодке без руля (урок относительности движения), трагический момент с удушенными газом голубями (урок смерти). Немного истории, пафоса пацифизма, любовных перипетий и совсем чуть-чуть книжек и формул (для декора). Получился такой вот квадратный (стандартный) байопик. И в этом свои плюсы и минусы.
Плюсы — как раз в том, что после просмотра потянутся зрители к Википедии почитать и про Эйнштейна (так в чем же она, эта его теория?), и про Эддингтона (мол, он что, действительно гей?). И в том, что показаны оба героя выпукло и живо. Интересные, колоритные оба.
Из минусов — поверхностность сюжета, желание собрать как можно больше красивых «картинок» (высунутый язык Эйнштейна хотя бы), некоторое преувеличение в трактовке образов. Эйнштейн уж больно дурашливый, Эддингтон — фанатичный (и я не больно верю в его ориентацию…)
Впрочем, настоящая находка для каждого персонажа — его «невидимые спутники». Шуберт, Бетховен, Гендель, Моцарт… Это все планеты Солнечной системы в мире Эйнштейна. Почему музыка? Да еще в средневековых университетах изучали музыку наряду с астрономией и математикой. Музыка чисел, магия формул. Эйнштейн поражен красотой вселенной, которая ему открылась. «It’s shaped!» Т. е. она имеет форму! И это так удивительно. И рядом ему не нужна женщина-физик, ему нужна женщина-музыкант, муза… сам он словно легкий, влюбленный в жизнь Моцарт… А когда врывается война, выясняется, что и Бетховен, и Шуберт политически ангажированы. И неблагонадежны. Как и вся милитаристская Германия. Оказывается, и у науки тоже есть политический паспорт…
А спутники Эддингтона — Бог и Время. В своей торжественной речи Артур говорит о теории Эйнштейна: « The time is not the same for all of us. But different for each one of us» (с) Время течет неодинаково, оно различное для каждого из нас… Часы, подаренные другом Уильямом, отсчитывают время занятий астрономией, время прощания навсегда (на вокзале), время затмения, время жизни и смерти.
Поучительный урок дан уже за кадром: время действительно неодинаково для каждого из нас. Эддингтон сделал Эйнштейна знаменитостью, но сам был при жизни забыт. Из логики развития сюжета это никак не следовало, так что оставим на совести сценаристов.
Я не фанат ни того, ни другого актера. Скажу лишь, что образы получились запоминающиеся. А еще на очереди у меня к просмотру — другой фильм о другом ученом, но того же режиссера, — «Хокинг».
8 из 10
Я случайно выбрала к просмотру этот фильм, не зная, кто такой Теннант (я не смотрела пока «Доктор Кто»), зная, конечно, кто такой Энди Серкис (кто его не знает после Голлума?), интересуясь судьбами двух великих ученых. Фильм мне в целом понравился. Он добрый, светлый, оптимистичный. Комментарии же следующие. Режиссер постарался разыграть байопик по правилам массового потребления: словно научно-популярная статья, показывает широкой публике, что и она, горемычная, вполне способна употребить, пережевать, усвоить теорию относительности (смотри: