Пока комсолольцы улучшали быт и производительность Всесоюзной кочегарки и давали-таки стране угля, Дзига Вертов снимал кино о их трудовом подвиге. Последний фильм снятый Вертовым на Украине. Первый звуковой документальный фильм. Чаплин назвал "Энтузиазм"одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний . В этом фильме Вертов сделал то, что в 60-е стало называться "конкретной музыкой", использующей реальные жизненные и промышленные шумы как составную часть музыкального образа. Киногруппа Вертова не только записала подлинные шумы и звуки, она впервые осуществила серию синхронных съемок - одновременную съемку изображения с записью звука. Режиссер стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а звуковыми. Этот фильм проложил дорогу на экран хроникальным звукам, организованным в симфонию. Немецкие газеты писали о цельности художественной композиции "Энтузиазма". Композитор Ганс Эйслер считал, что не только режиссеры - все музыканты мира могут учиться по нему, ибо "Энтузиазм"есть самое гениальное из того, что нам дало звуковое кино". Оставил свой восхищенный отзыв и Чарли Чаплин: "Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю "Энтузиазм"одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов - музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним"..
Сюжет «Симфонии Донбасса», первого отечественного звукового фильма, идентичен большинству советских картин 20—30-х годов: в дореволюционной России всё было плохо, мужчины пьянствовали, женщины страдали, церковь развращала сердца и умы несчастного народа, но затем пришла революция, все стали трудится, любить друг друга и на Землю снизошёл настоящий рай.
Дилемма отечественного кинематографа тех лет состоит в совмещении, казалось бы, совершенно противоположных вещей: крайне агрессивной пропаганды и выдающейся образности изображаемого. Проблема даже не в пропаганде как таковой (поди сейчас разберись, кто тогда был прав, а кто — нет), а в жёсткой авторской трактовке показанных на экране событий: зритель в данном случае остаётся пассивным и инертным существом, не имеющим права на своё собственное мнение или голос. Что же касается технического и художественного исполнения — об этом можно говорить часами, рассматривая каждый кадр, как картину эпохи Возрождения, а, чтобы пересчитать множество открытий в области киноязыка, не хватит пальцев ни на руках, ни на ногах. Диву даёшься, как Дзига Вертов и его команда могли так тонко и глубоко чувствовать то, что они запечатлевали на плёнку.
А впрочем документальное кино на то и является документальным, чтобы быть слепком того времени и места, о которых оно говорит. И, в этом смысле, несмотря ни на что, оно остаётся интересным и полезным, кто бы и что бы о нём ни говорил.
6 из 10
Сюжет «Симфонии Донбасса», первого отечественного звукового фильма, идентичен большинству советских картин 20—30-х годов: в дореволюционной России всё было плохо, мужчины пьянствовали, женщины страдали, церковь развращала сердца и умы несчастного народа, но затем пришла революция, все стали трудится, любить друг друга и на Землю снизошёл настоящий рай. Дилемма отечественного кинематографа тех лет состоит в совмещении, казалось бы, совершенно противоположных вещей: крайне агрессивной пропаганды и выдающейся образности изображаемого.