Я даже не знаю, о чём вообще стоит говорить здесь. Наверное, от меня ждут, чтобы я оценил этот фильм по достоинству. Будьте уверены, я оценил.
Честно сказать, и колется, и мечется, потому как негатива скопилось предостаточно, потому лучше сразу скажу о плюсах.
Во-первых, реализм. Реализм именно в ощущениях, переживаниях персонажей, в слаженности действий коммандос, в жестокости нацистов (да-да, именно так), в показании именно того факта, зачем и почему стоит служить, и кто такой коммандос вообще. Кроме того, как бы там не твердили, спецназовцы здесь отнюдь не Терминаторы британского пошива, а самые обычные люди, которых война сделала убийцами поневоле («Или ты их, или они тебя. Не думай об этом, не то свихнёшься.»), камера, которая, следуя традициям Стивена Спилберга, реалистично мотается вслед за солдатами во время батальных сцен, создавая эффект присутствия и т. д. Впрочем, можно много чего перечислить, но главные детали я обозначил. В принципе, как вариант, можно ещё отметить шикарные естественные декорации Норвежских гор.
Во-вторых, Шон Бин. Тут без комментариев: героический, выносливый Боромир и честный Эддард Старк плюс образ брутального британского суперсолдата. На выходе получился отличный персонаж, которому, в общем-то, и сопереживаешь больше всего по ходу дела. Впрочем, я соврал: сопереживаешь понемногу всем, кроме нацистов.
А вот теперь о минусах. Их, в общем-то, на самом деле не так уж и много. Скажу даже более того: их тоже два, и все они связаны с одним и тем же. Но и этого хватает.
Да-да, тот самый реализм и тот самый Шон Бин. Кроме «обозначенного-и-мелочей» есть ещё много других деталей, которые не менее важны. А выбесило меня очень многое. Но обозначу, опять-таки, самое важное.
Самое первое и самое главное: офицер. Нацистский. Нет, к самому нему вопросов нет: наглое лицо, изуверские повадки, профиль истинного арийца (правда, почему-то не блондин с голубыми глазами, но то — мелочи), постоянная уверенность в победе, бесчеловечное отношение к пленному и т. д. и т. п. Интересно другое. И… э… да, придётся опять вернуться к Шону Бину. Как я уже говорил, он сыграл отличного солдата с большим опытом. Однако последнее, видимо, в нём со временем отказало. Впрочем, я в это отказывался верить до того момента, как он выстрелил одиночным в пленного Сида, а рядом с ним на том же расстоянии стоял этот самый злополучный офицер, который после выстрела шустро смылся в укрытие. А потому вопрос: зачем, заведомо зная, что патронов всё равно мало, что Сида уже не спасти, и вообще всё накрылось медным тазом, оставлять офицера, до которого можно было дотянуться, в живых, зная, при этом, что без него солдаты — просто стадо баранов? Они (эсэсовцы) и без того, помимо гипертрофированных моральных уродов, оказались ещё и гипертрофированными смертниками, кидающимися прямиком под пулемётные очереди, не предприняв ни одной попытки убрать стрелка, без ухмыляющейся рожи основного заправилы веселья они бы точно неуправляемо разбежались, кто куда. Как бы не так. Надо было потратить патрон на своего товарища, упустить приоритетную цель и красиво подохнуть. Смысла нет, и даже зрелищность местами хромает. В итоге, Джонс (герой Шон Бина) попросту по собственной глупости оставил свою дочку без отца, любимую Стайнера — без Стайнера, ну и далее. В итоге, до Стокгольма добрались только трое.
Второе, что откровенно поставило меня в ступор: форма солдат. Причём, я не сразу, скажу честно, обратил на это внимание, пока не увидел засаду снайпера (имя забыл, как назло). Сразу вспоминается три основных пункта снайперской работы: правильная маскировка — выгодная позиция — точный выстрел. Даже принимая во внимание то, что, по классификации, этот товарищ подошёл бы больше под определение пехотного снайпера, потому как работал в радиусе действия группы, разделяя с ней цели (в данном случае — синоним мишени), он всё равно должен был озаботиться тем, чтобы хоть как-нибудь толком слиться с местностью, принимая во внимание цель и метод действия группы — так почему же мы видим белые маскхалаты и каски на эсэсовцах, а коммандос разгуливают в шмотках, в которых их бы спалили на раз-два?
Собственно, это всё. На самом деле, фильм этот мне вполне понравился, хотя минусы откровенно лезут в глаза, и из-за такого нарушения логики смерть большинства персонажей кажется нелепой и совершенно абсурдной. Финал фильма я тоже оставлю без комментариев: в конце концов, ничего такого в словах «Это Швеция! — Обалдеть!» нет.
Фильму ставлю его честно заслуженные
5 из 10
Я даже не знаю, о чём вообще стоит говорить здесь. Наверное, от меня ждут, чтобы я оценил этот фильм по достоинству. Будьте уверены, я оценил. Честно сказать, и колется, и мечется, потому как негатива скопилось предостаточно, потому лучше сразу скажу о плюсах. Во-первых, реализм. Реализм именно в ощущениях, переживаниях персонажей, в слаженности действий коммандос, в жестокости нацистов (да-да, именно так), в показании именно того факта, зачем и почему стоит служить, и кто такой коммандос вообще. Кроме того, как бы там не твердили, спецна