В течении всей истории человечества прославляли мужчин — Казанов, Дон Жуанов и прочих сердцеедов, разбивающих не только женские сердца, но и жизни.
Режиссер картины, Роже Вадим — известный эстет и ценитель женской красоты решил задаться вопросом: а мог ли Дон Жуан быть женщиной? И если мог, то как бы это выглядело?
В обществе существуют герои-любовники, но не героини — любовницы. Последние эксплуатируются обществом и не могут априори ставятся в пример. Проститутка не может быть женщиной, разбивающей сердца, потому что с самого начала она фактически используется. Попытки романтизировать данный образ выглядят сомнительно. Для того, чтобы воспевать «продажную любовь» авторы книг и режиссеры картин старались в течении долгого времени приукрашивать «жриц любви» и соответствующий образ жизни. И на мой взгляд безуспешно, если бы не одно но: проведение границ между проститутками, гейшами и гетерами и тп. С точки зрения искусства существует проституция как ремесло и «продажная любовь» с привнесенной в нее философией и/или пресловутым «правом выбора». Женщин, которых: 1. напрямую себя не продают, 2. сами выбирают с кем и когда быть -вроде как с позиции современника, к представительницам древней профессии не принято относить.
Следует также отметить, что исторически, после получения равноправия женщинами, в век развитого феминизма и смещения ориентиров мы получаем отношения отличные от традиционных. На волне сексуальной революции 70х и создается фильм «Дон-Жуан — 73».
Так кто же этот Дон Жуан в юбке? «Бывший мужчина» в новой жизни реинкарнированный в женщину. Что же им движет? Девиз нашего героя, а точнее героини: «Мысли как мужчина, поступай как женщина». Жанна, героиня Брижит Бардо привлекательная женщина, которая не является эталоном красоты. Она далека от клише роковой красавицы или женщины-вамп. Она сама выбирает мужчин и добивается их. Жанна не признает никаких правил, кроме своих собственных. Каждый раз пускаясь в «очередное приключение» она ставит целью не столько добиться мужчины, сколько его сломать.
«Терпеть не могу, когда со мной обращаются так, как я с другими. Я этого не люблю. Соблазнить ничего не стоит, самое сложное завоевать. Пьер заинтересовал Жанну потому что он был недостижимым человеком, недоступной крепостью и Жанна захотела въехать на лошади в этот непокоренный город»…(с)
Ей не столько интересен материальный или физический элемент игры, сколько психологический. Цель Жанны — попасть в сердце, полностью дискредитируя противника.
«Сегодня Робин Гуд считается мужчиной, потому что убивает негодяев из картона. Что за время…»(с)
Мужчин она воспринимает не только как оппонентов, но и как соплеменников, скучных персонажей неумеющих соблазнять и ломать женщин, недостойных звания Мужчин, истинных Дон Жуанов. Это и является ее главной движущей и в тоже время разрушающей силой- доказать свое превосходство над мужчинами, считая себя мужчиной, но сокрушая их как женщина.
Особенность ее психологического портрета выделяет данный фильм как «неповторимый», аналогов которому на сегодняшний день еще не придумано.
Интересно также то, что героиня Бардо на протяжении всего фильма высмеивает женщин, желающих быть покоренными, по той же причине, что не считает, что «есть кому покоряться».
«Надо же, я не замечала раньше, что скандал — мужского рода. Несчастная соблазненная. Все для мужчин. А зачем любить, если не разрушать? Я, на месте бы мужчины любила только так. Я словно паук, если уж я решила завлечь свою жертву, то в сердце паутины… Я взяла свой микроскоп, чтобы посмотреть как он будет дергать лапками. Я ведь страшно любопытна.»(с)
«Он видел меня, но было уже слишком поздно. Он теперь знает кто бросал его и кто любил его. А когда мужчина понимает подобные вещи — он погиб.» (с)
На одном из мероприятий Жанна рассказывает о своей «прошлой жизни Дон Жуана» в качестве мужчины. Она говорит о том, что умерла в 30 лет.
«Мужчины? Сегодня этот вид находится на грани исчезновения. Какая жалость! Сколько работы!» (с)
Образ как героя -любовника, так и героини-любовницы не долговечен. Попробуем представить состарившегося Дон Жуана, страдающим половым бессилием — следствием активной половой жизни. Будет ли он прежним? Будет ли он интересен? Разумеется, что нет. Данный образ в самом начале обречен на недолгое существование по причине бессмысленности собственного развития.
«Если бы ты знал, Поль — я всех Вас соблазнила, а теперь я хотела бы всех вас выбросить в Сену, вместе со всеми моими воспоминаниями.»(с)
Финал данной картины предсказуем и не мог бы быть другим. Нашему Дон Жуану нечему удивляться, некого больше покорять (нет непокоренных вершин) и нет смысла стареть.
В качестве эпилога:
-Не ходи. Он убьет тебя.
-Это фантом. Я не верю в фантомы.
-Зачем ты идешь?
-C`est la vie|Такова жизнь.Vida. Life. Ты знаешь кто такие мужчины? Они?… Слабаки. Ничтожества. А ты, Жанна? Я слабая? Да нет, не слишком. Хорошо, Жанна. Поздравления жюри…
-Ты ненавидишь мужчин?
-Ошибка! Серьезная ошибка. Очень серьезная ошибка.
-Надеюсь ты однажды объяснишь мне…
-Нет. Не думаю. Это слишком сложно.
PS: Данный фильм был посвящением Брижит Бардо.
В течении всей истории человечества прославляли мужчин — Казанов, Дон Жуанов и прочих сердцеедов, разбивающих не только женские сердца, но и жизни. Режиссер картины, Роже Вадим — известный эстет и ценитель женской красоты решил задаться вопросом: а мог ли Дон Жуан быть женщиной? И если мог, то как бы это выглядело? В обществе существуют герои-любовники, но не героини — любовницы. Последние эксплуатируются обществом и не могут априори ставятся в пример. Проститутка не может быть женщиной, разбивающей сердца, потому что с самого начала она