Скажу без какого бы то ни было преувеличения: «Это было у моря…» — один из трех моих самых любимых фильмов. Такие фильмы я называю платиновыми. Те, которые не просто мне понравились, а по-настоящему зацепили. Оставили в моей душе неизгладимый след. Два других — это «Ох, уж эта Настя!» и «Гостья из будущего». Но о них поговорим в соответствующих темах.
«Это было у моря…» — фильм очень грустный, но… совсем не оставляющий после просмотра неприятного, горького осадка. Такой осадок оставило большинство кинокартин, которые мне доводилось когда-либо смотреть. Особенно современные. Некоторые из них — даже заявлены как комедии. Но осадок — горький.
Нет, я не из тех людей, кто привык утверждать, что всё новое — плохо, бездарно и бесталанно, а всё старинное — гениально и «шедеврально». И некоторые новые фильмы мне нравятся (хотя очень мало), и некоторые старые ничем не цепляют. А этот — зацепил. И не отпускает. Смотрел его два раза (в конце 2011 и 2 сент. 2013) и, чувствую, близится третий просмотр.
Да и фильм-то, прямо скажем, не такой уж старый — уже и не советский (в привычном понимании этого слова), а перестроечный. В нем даже улавливается эта удивительная грань эпох… С одной стороны, вроде, всё по-старому: те же люди, те же проблемы, те же декорации. С другой стороны, теперь можно показать всё это как есть, без приукрасов, без обещаний светлого будущего…
Мне понравилось, что фильм именно такой — серый. Что серые краски жизни не были специально выбелены, а были переданы в своих, первозданных тонах…
Сколько светлой грусти в этих образах, сколько в них красоты и… простоты. В хорошем смысле этого слова. Обаяние чего-то с виду простого, заурядного, повседневного… Но только с виду. Ведь за внешним, казалось бы, простым и обычным обликом каждой из этих бедных девушек таится целый мир… Но этот внутренний мир в суровых условиях бытия не может раскрыться. Он не может вписаться в строгие рамки передачи «Новости»…
Однажды решили устроить себе праздник, хоть немного скрасить серые будни, так нет ведь: «Что это за шехерезадница?» Да и воспитатели, что уж говорить — тоже жертвы обстоятельств. Видно, что в глубине души они добродушные и честные люди (по крайней мере, Зоя), но суровая реальность делает их черствыми «тетками».
Обо всем этом можно рассуждать сколько угодно долго, но пришло время сказать о том образе, который стал для меня в этом фильме ключевым. Да нет, почему же только в этом фильме? Теперь и в моем собственном воображении и, с позволения сказать, творчестве.
Илона… Трудно сказать, кто был в фильме главным героем — она или, всё же, Света Дзугутова… Скорее всего, главного героя вообще не было: главными были все вместе… Но она…
В этой девушке было что-то особенное. Может быть, мне только так показалось, но она отличалась от остальных. Не могу уловить, чем именно, но отличалась.
К тому же, она приехала в интернат только на время, но в итоге (если я правильно понял) была вынуждена остаться… Может быть, из-за этой «временности», или по другим причинам она всегда держалась как-то особняком, гуляя и общаясь в основном только лишь со своим другом (кажется, его звали Коля). Вспомните, хотя бы, ту сцену, где все, как единый организм, накинулись на Надю Римскую и стали ее бить, что той даже пришлось с одеялом убежать в ванную (или ее «вынесли», я уже не помню), а Илона во всем этом не участвовала…
А сцена дороги в самом начале фильма! На старой «Волге» вдоль берега моря, потом по узким улочкам… Илона в наушниках, из плеера иностранная песня… Она как будто находится в своем собственном мире, который неведом никому, кроме нее. В своей стеклянной колбе. Но потом машина подъезжает к зданию школы-интерната, наушники заставляют снять, и стеклянная колба разбивается о серый камень мироздания…
Меня всегда притягивали и интересовали такие люди — нелюдимые, закрытые, зажатые в себе. Интроверты, одним словом. Может быть, потому что я и сам такой. После первого же просмотра «Это было у моря…» Илона стала для меня не просто героиней малоизвестного фильма — ее образ остался в моей душе навсегда. И существует теперь уже отдельно от кинокартины. Таких ярких чувственных образов, как она, всего три. Илоне (как образу) было посвящено два стихотворения, в которых она представляется уже совсем в другом времени и в других декорациях: то она княжна, то вообще лесная фея…
Казалось бы, при чем тут это? И зачем в рецензии к фильму говорить не о самом фильме, а о своих дешевеньких стишках «по мотивам»? Просто главное для меня в любом фильме — вызывает ли он прилив вдохновения или нет. И если сила вдохновения после просмотра не на нуле — значит, фильм зацепил. А силу вдохновения, которую дал этот фильм, даже после повторного просмотра, невозможно описать словами.
Это — платина нашего кинематографа. Просто шедеврально, как говорят на шоу «Ледниковый период».
Очень обидно, что этот фильм не показывают по телевизору. Я наткнулся на него случайно на степных просторах Интернета. Показали бы хоть раз, да в субботу вечером, в самый телевизионный час-пик, вместо всяких стрелялок-убивалок…
Ставлю 10 баллов. Хотя, нет: 12.
P.S. Наверное, это один из первых наших фильмов (если не первый), в который была «встроена» реклама. В начале, например, где кадры из автомобиля, секунды две крупным планом показывают надпись «Marlboro». И оно понятно: если б не реклама, фильм было бы не на что снимать. Спросом такие ленты, как видно, среди широкого круга зрителей пользуются небольшим… Но, хорошо, что сейчас у нас есть новые технологии, и мы можем посмотреть это кино в сети, и фильм не обречен на вечное лежание на полке…
Скажу без какого бы то ни было преувеличения: «Это было у моря…» — один из трех моих самых любимых фильмов. Такие фильмы я называю платиновыми. Те, которые не просто мне понравились, а по-настоящему зацепили. Оставили в моей душе неизгладимый след. Два других — это «Ох, уж эта Настя!» и «Гостья из будущего». Но о них поговорим в соответствующих темах. «Это было у моря…» — фильм очень грустный, но… совсем не оставляющий после просмотра неприятного, горького осадка. Такой осадок оставило большинство кинокартин, которые мне доводилось когда-либ