Обратимся непосредственно к результатам конкурса. В этот раз, скажу честно, было очень стыдно за Германию, Ангелу Меркель и… всю Европу. Понятное дело, конкурс «Евровидение» — мероприятие затратное и далеко не всякая страна может провести его безболезненно для своего бюджета. (Во всяком случае, даже для Норвегии, при ее довольно высоком уровне жизни, выбросить на ветер «Евровидения» около 24 млн. евро — это очень круто.) Так вот, страны Евросоюза, до сих пор не оправившиеся от шоковой терапии финансового кризиса, вероятно, договорились, что в следующем году лучше доверить проведение конкурса Германии — локомотиву европейской экономики. Но тогда, уважаемые господа немцы, если все было предопределено заранее, надо было прислать на «Евро» хотя бы элементарно ПЕВЦА или ПЕВИЦУ, а не кукольного вида девочку-школярку ЛЕНУ, которая не только не умеет петь, но, видимо, даже не посещала уроков музыки в школе. Стыдно, господа коллективные «голосователи» от той или иной страны, когда первое место отдается откровенно бездарной артистке и такой же примитивной песне, тем более если вы так решили априори, еще не видя этой самой артистки и не слыша ее песни. Только откровенно «бесслухие» и ничего не понимающие в музыке люди могли искренне голосовать за немку. Но чтобы такой «бесслухой» была вся Европа, в это, конечно, верится с трудом. Этого просто не может быть. А значит, вновь сработали ПОЛИТИКА С ЭКОНОМИКОЙ. Воистину, когда бьют пушки — музы молчат.
А конкурс в общем и целом был интересный: много прекрасных, сильных композиций, много потрясающе талантливых певцов и коллективов. Очень приятно, что Петр НАЛИЧ и его друзья (именно так: Peter Nalich & Friends звучало официальное наименование коллектива в списке участников конкурса) выступили более чем достойно и доказали, что им вполне по силам соперничать с, мягко скажем, не самыми последними европейскими исполнителями. Петр весьма эмоционально и в то же время по-мужски спел трогательную романтическую композицию Lost And Forgotten («Потерянный и забытый»), вызвав слезу умиления у телезрителей, искренне переживавших за успех России в финале. Красивый, сочный голос (и ничего, что первые ноты были взяты от волнения неуверенно, певец моментально взял себя в руки), породистое, одухотворенное лицо, душераздирающие интонации с оттенком мольбы, выразительные глаза. Даже не зная английского языка, было понятно, о чем поет музыкант. Очень естественно была обыграна и открытка с рисованным изображением некой девушки, бросившей в одиночестве лирического героя песни. Минимальный антураж, и все спето, сказано и донесено. И не нужны никакие фейерверки, перья, шелка и кордебалеты. Впрочем, не все это понимают.
И горько, что накануне «Евровидения» то там, то сям в прессе и Интернете раздавались недоброжелательные (а то и откровенно хамские) отклики как о коллективе Петра Налича, так и о нем самом. Болтали, что он непрофессиональный певец, плохой артист, неотесанный мужлан, а то, что он делает, это цыганщина, кабатчина и чуть ли не позор. Кто-то умудрился «предположить», что он не попадет даже в финал, другие прочили ему «почетное» последнее место! В общем, изощрялись, кто во что горазд.
Одиннадцатое (из 25-ти!) — несомненно, высокое! — место Налича и его компании в финале «Евровидения» — настоящее посрамление убогих прогнозов тех глупых писак. Успех артистов тем более примечателен, что выстояли они в серьезной конкуренции. Общий уровень исполнителей был достаточно высок. Чего стоят, например, грек Георгос АЛКАЙОС с великолепным номером «Опа» в ритмах сиртаки (в итоге 8-е место) или албанка Юлиана ПАША с сильным и абсолютно хитовым этно-пОповым сонгом «Это все о тебе» (но, увы, всего лишь 16-й результат!), красавец из Боснии и Герцеговины Вукашин БРАЙИЧ с мощным поп-роковым шлягером «Гром и молния» (17-е место) или дородная, голосистая дива из Исландии Эра БЬОРК с роскошной соул-композицией «Я не знаю, что…» (19-я позиция).
Очень обидно за белорусов — группу «3+2». Вернее, не за них самих, а за те страны и тех членов жюри и телезрителей, кто за них демонстративно НЕ голосовал. Ребята очень изящно и тонко преподнесли прелестную воздушную композицию «Бабочки» композитора Максима Фадеева — мягкие юношеские голоса солистов прекрасно оттенялись звучным фоновым бэк-вокалом девушек, которые в финальной части номера превращались в… настоящих бабочек, распустив крылья. Блестящее постановочное решение! Но Белоруссия в политическом ракурсе до сих пор, мягко говоря, не в фаворе у стран Евросоюза, поэтому ей при поддержке нескольких дружественных республик бывшего СССР с суммарными 18-ю баллами было уготовано лишь ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ, 24-е место.
Еще до объявления результатов общего голосования было ясно, что довольно высокие места в финале должны занять обаятельная Ева РИВАС (Армения) с ярким хитом «Абрикосовая косточка» (в итоге 7-е место), знойноголосая САФУРА (Азербайджан) с мощным вокальным опусом «Кап-кап» (5-е) и энергетичная в тысячу вольт София НИЖАРАДЗЕ (Грузия) с бешено-драйвовой композицией «Сияй» (в результате 9-я позиция).
Что касается других финалистов, то из них я выделил бы колоритный румынский дуэт Пола СЕЛИНГ и Ови МАРТИН с сильной композицией «Игра с огнем» (в итоге занявшей 3-е место), медоточивого Харела СКААТА (Израиль) с прекрасной голосовой песней «Скала» (жаль, что он в самой коде дал киксу, в итоге — 14-е место), датский дуэт — Томас НЕВЕГРИН и Кристина ШАНИ с практически стопроцентным хитом «В то самое мгновение» (им я отдал бы первое место, но они заняли лишь 4-е) и, конечно, суперпрофессиональную и многоопытную ирландскую певицу Ниам КАВАНУ с великолепной соул-балладой «Это для тебя». Но, увы, если в далеком 1993 году дивная рыжеволосая ирландка уверенно выиграла «Евровидение», то нынче ей досталось лишь малоутешительное 23-е место. Да, вот и еще одна истина: каждому артисту — свое время.
Менее понравились турецкая рок-группа «МАНГА» с хоть и броской, любопытной, но довольно претенциозно исполненной композицией «Мы могли бы быть одинаковыми» (почетное 2-е место), украинка АЛЕША с серьезной, сложной, но явно не хитовой песней «Люди добрые» (10-е место), норвежец Дидрик СОЛЛИ-ТАНГЕН, который очень волновался и оттого неточно интонировал (20-е место), афрофранцуз Джесси МАТАДОР, продемонстрировавший какой-то непонятный хип-хоп с танцами (12-е место), киприот Джон ЛИЛИГРИН и его группа «ОСТРОВИТЯНЕ», которым не хватило в песне «Жизнь будет лучше весной» безупречного мелодического и интонационного блеска (в итоге 21-й результат) и томный англичанин ДЖОШ, умудрившийся занять аж ПОСЛЕДНЕЕ место (такого позора родина «Битлз» и «Роллинг Стоунз», кажется, еще не знала!).
Увы, из-за серьезных экономических проблем не участвовали в конкурсе Андорра, Венгрия и Черногория. А Австрия и Монако не прислали своих голосистых представителей по причине доминирования восточно-европейского голосования. Что ж, всем неудачникам конкурса хочется пожелать не вешать нос, добрых, ложащихся на душу песен, фортуны и финансовой состоятельности.
Обратимся непосредственно к результатам конкурса. В этот раз, скажу честно, было очень стыдно за Германию, Ангелу Меркель и… всю Европу. Понятное дело, конкурс «Евровидение» — мероприятие затратное и далеко не всякая страна может провести его безболезненно для своего бюджета. (Во всяком случае, даже для Норвегии, при ее довольно высоком уровне жизни, выбросить на ветер «Евровидения» около 24 млн. евро — это очень круто.) Так вот, страны Евросоюза, до сих пор не оправившиеся от шоковой терапии финансового кризиса, вероятно, договорилис