Я очень доволен результатами, рад, что победила Джамала. Она, казалось бы, не должна была победить: песня сложная, необычная, очень сильная, «музыкантская», где татарская мелодика, татарские плачи. Но так красиво, вкусно суметь это инкрустировать в трехминутный формат песни, этот татарский фольклор! Пентатонические вот эти плачи, как это было тонко, музыкально! Это было совершенно необыкновенно. Конечно, это была самая сложная песня Евровидения. И казалось, что должна была победить какая-то более хитовая песня. И у австралийки была более хитовая песня, у Сережи Лазарева была более хитовая песня. Но эту песню, ту, что спела Джамала, должны были оценить профессионалы. Потому что музыкально это ТАК высоко, это ТАК сильно, что равного этому не было на Евровидении в этом году. То, что профессионалы поставили на второе место, в общем-то, было ожидаемо, потому что качество произведения не могли не оценить профессионалы от музыки, но они поставили на первое место австралийку как более хитовую композицию. И зрители оценили Джамалу, тоже дав ей второе место. Собственно, суммарно она получила первое в итоге. И это абсолютно справедливо, это здорово, что так получилось. К сожалению, на российском телевидении подняли страшную, непристойную вакханалию. Так нельзя себя вести. Поздравили Джамалу скупо, сквозь зубы. Стыдно такое говорить, это неприлично.
Я рад, что это оценила публика Евровидения. Потому что тема оказалась близка. Смотрите, Джамала пела о своей ситуации, о ситуации своей семьи. Семью ее бабушки депортировали из Крыма в 44-м году (и песня называется «1944»). Но как эта тема переселения народов, этой миграции оказалась близка современной Европе, потому что Европа сегодня стонет от беженцев. Тема беженцев — это тоже миграция, люди бегут со своих мест, и европейцам оказалась близка эта тема сегодня. И таким образом Джамала попала во время, в эпоху. Она показала себя как тончайшего музыканта, автора, великолепную певицу. Она окончила консерваторию, она оперная певица, человек, который занимается этномузыкой. Я знаю Джамалу, это очень тонкий музыкант. Она показала музыкальность, мелодизм, красоту татарского национального фольклора. И тематически, содержательно она попала в яблочко тоже. Что из себя представляют современные песни? «Я любил, и ты любила, ты моя единственная…», «Мур-мур-мур, целуй себя сам, а я тебя не поцелую». А Джамала пела о том, что ее волнует. Это священное право любого артиста — петь о том, что его, артиста, волнует. Некрасиво было говорить, что «Джамала спекулирует на политических темах». Она — артистка. И артист имеет право поднимать со сцены (сцена — это тоже трибуна) ЛЮБЫЕ волнующие его темы. И она сделала это прекрасно. В ее песне нет, кстати, слов «Крым», «депортация» и так далее. Там нет этого. Она поет о боли людей. Какие там слова? «Человечество плачет. Вы возомнили себя богами, Но все смертны. Не губите мою душу, Наши души… Вы отняли у меня мою землю.» То есть, тема песни — боль, страдания людей.
Поэтому, я считаю, песня Джамалы была выдающимся произведением на Евровидении. И мне приятно, что это было оценено зрителями и профессионалами. Это действительно так, и это замечательно. Этот успех абсолютно заслуженный. Безоговорочно!
Если уж на то пошло, то все конкурсы политизированы, всегда. Любые мероприятия, где участвуют представители более, чем одной страны, — это всегда политика. Всегда! И конкурс Евровидения — это, безусловно, конкурс политический, как ни крути. Мы это видим по голосованиям. Мы видим, как голосуют в Европе. Румыния голосует за Молдавию, Молдавия — за Румынию. Сербия голосует за Македонию, Македония — за Хорватию, Хорватия — за Боснию и Герцеговину, Босния и Герцеговина — за Македонию. Идет круговая порука. Великобритания всегда дает «ноль» Франции, Франция всегда дает «ноль» Великобритании. Так было всегда. Турция всегда дает «ноль» Греции, Греция — «ноль» Турции. Но всегда Греция дает 10 или 12 Кипру. Конечно, это чистая политика!
Что касается участников, которых выставляли как политических победителей, я думаю, это была певица Лена из Германии. Помните, несколько лет назад? По-моему, ей было 16 лет. Позор страшный! Она пела фальшиво, было стыдно за это пение! Она должна была быть вообще аутсайдером. Но ее сделали первой, потому что тогда, как выяснилось, был кризис в Европе, европейские страны отказывались проводить у себя конкурс Евровидения. И решили отдать следующий год Германии, потому что Германия — локомотив Европы, экономически сильная европейская страна. К тому же, Германия давно не проводила Евровидение. И решили уже априори, до начала конкурса, что следующее Евровидение будет проходить в Германии, потому что всем другим странам тяжело проводить. И поэтому этой Лене из Германии выставили наивысшие баллы. Это была политика, связанная с экономикой. Потому что более позорного выступления, чем этой певицы Лены из Германии, я не помню за всю историю!
А помните латвийскую певицу Машу Наумову? Тоже довольная слабая, и тогда Латвию нужно было сделать победительницей Евровидения. Где сейчас эта Маша Наумова? По-моему, она уже и в Латвии не выступает.
Вспоминаю 2006 год — Never let you go. Это было ослепительно! Конечно, тогда Билан был выше всех на две головы. И песня была самая хитовая, и исполнена она была великолепно, и девушка, вылезающая из рояля, и сам Дима был классный! Это было чудо! Это было выше всего и в плане хита, и в плане постановки, во всех смыслах! И мне кажется, тогда тоже сработала политика. Вдруг делают победителем группу Lordi. Кто-то считает, что это было сделано «по приколу». Я тоже не верю в честность того голосования. Но мне кажется, Европа реабилитировалась в 2008 году, когда дала Билану первое место как бы в качестве индульгенции за то, что тогда пустила его на второе. Конечно, если бы он победил в 2006-м, он бы в 2008-м и не поехал. Поэтому это уже была победа за тот ляпсус, который допустила Европа по отношению к Билану. Безусловно, он и в 2008 году выступил достойно! Но, если сравнивать два его выступления — Never let you go (2006) и Believe me (2008), то лучшим, конечно, было Never let you go (2006).
Я очень доволен результатами, рад, что победила Джамала. Она, казалось бы, не должна была победить: песня сложная, необычная, очень сильная, «музыкантская», где татарская мелодика, татарские плачи. Но так красиво, вкусно суметь это инкрустировать в трехминутный формат песни, этот татарский фольклор! Пентатонические вот эти плачи, как это было тонко, музыкально! Это было совершенно необыкновенно. Конечно, это была самая сложная песня Евровидения. И казалось, что должна была победить какая-то более хитовая песня. И у австралийки была более хитова