Пообещайте мне любовь,
Пусть безответную,
Узнаю в облике любом
Ее приметы я,
И в целом мире, ты пойми,
Всего дороже мне,
То обещание любви
Неосторожное.
Пообещайте мне любовь,
Хоть на мгновение,
Хочу изведать эту боль,
Как откровение,
Я за собой сожгу мосты,
Не зная жалости,
И все прощу, но только ты
Люби, пожалуйста…
Многие рецензии к этому фильму-сказке начинаются с ностальгических воспоминаний по временам детства и юности. «Пещера Золотой Розы» прошла в детские годы мимо меня. Уже будучи взрослой, я нашла ее в ностальгическом приступе по чешским фильмам-сказкам.
Разговор пойдет о третьей части истории, ставшей моей любимой. У этой сказки-фентези есть своя Атмосфера, пожалуй даже своя мифология, манящая загадочностью. Мы попадаем в этакое условное Средневековье, где в духе Легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола происходят всякие чудеса: камни и деревья разговаривают, в лесах живут волшебные существа и все пропитано магией. Здесь обитают отважные принцы и не менее отважные прекрасные принцессы, лесные духи и ведьмы, феи и колдуны, короли со своими королевствами и, само, собой драконы, стерегущие сокровище. Такие разные персонажи, каждый со своим характером и предысторией пересекаются в поисках желанной цели и учат различать добро и зло, быть смелым и великодушным, любить и прощать. Вообще тема Любви здесь главенствует и отлично раскрыта. Любви в широком смысле этого слова: любви к природе (актуально, не правда ли?), любви родителей и детей, любви к друзьям и близким, любви к родному дому и, конечно же, любви мужчины и женщины, у которой в свою очередь, бывают разные грани.
Уровень спецэффектов соответствуют времени производства, но ведь это здесь не главное. Мы принимаем правила игры и переносимся в сказочный мир, события которого пронизаны волнующей чувственностью. Действие происходит, в основе своей в лесу или в замках. О, великолепные чешские замки! Своей величественной красотой и неприступностью они способствуют созданию героического и одновременно романтического настроения. Природа показана очень красиво, каждая веточка, каждый куст, каждое дерево, словно пропитаны волшебством, благодаря чему лес воспринимается так, словно он живое существо. Удивительно красивый саундтрек органично сопровождает каждый сюжетный поворот, помогая раскрыться малейшим оттенкам чувств персонажей.
Так уж вышло, что взаимоотношения между персонажами всегда казались мне наиболее интересным аспектом. Любовный треугольник, образует главный конфликт. Учитывая незыблемость чувства принцессы к своей ван лав, это сложно назвать конфликтом, если б не накал страстей, достойный пера поэта. Чтобы понять, что я имею ввиду, рассмотрим подробнее участников этого треугольника.
Фантадевина (Алессанра Мартинес)- принцесса-воительница, красива, умна и отважна. Нравится ли она мне? Неоднозначно… слишком правильная и оттого воспринимается несколько односторонне. Но скорее да, чем нет. Все же в целом мне нравятся такие черты Фантадевины как ее стремление быть собой, умение отстоять свое право на выбор, доброта и смелость. При чем, сражает своих врагов Фантадевина зачастую не столько мечом и силой, сколько хитростью и «демагогией», а случается, что даже красотой, и душевной в том числе. Итог: яркая, нетипичная принцесса, которая спасает всех, даже своего суженного. Поневоле закрадывается мысль, что Фантагиро такими темпами устанет быть «единственным мужиком в этом королевстве».
Ромуальдо (Ким Росси Стюарт)- истинная любовь Фантадевины. Обладает необходимым для принца набором качеств, прекрасен, отважен и благороден. В первом фильме образ был хорош, но чем дальше в лес, тем больше принц вызывает зевоту. Как персонажу ему расти и развиваться уже некуда, пожалуй, даже неудивительно, что почти весь хронометраж третьей части принц проводит в виде инсталляции.
*Потирая руки*, вот и дошли до моего любимого персонажа- Тарабас (Карабас-Барабас, ассоциативный ряд, прекрати) в прямом смысле украшение этого фильма. Роль исполнил Николас Роджерс. Самый могущественный в мире злой колдун, который краше Золушки, всех принцев и принцесс «диснея» вместе взятых и персонажей этой сказки уж подавно, включая Фантагиро. Красив до умопомрачения (неудивительно, когда твоя экранная мать «девушка Бонда» (Урсула Андресс)). Тарабас на протяжении действия эффектно взмахивает плащом цвета зеленого мха и бросает такие завораживающие взгляды, что хочется все бросить и бежать искать его царство (только покажите в какую сторону бежать, ну или там карту дайте), рожать ему борщи и варить детей. Исполняет роль антагониста, но является ли таковым на самом деле? Нам буквально из-за каждого куста кричат, какой Тарабас злой и беспощадный (эффект ореола в действии), хотя в действительности он полон противоречий. В своем неведении и не знании этого мира Тарабас почти как дитя, что делает его по-своему чище главных героев «добряков». Этакий «bad guy»,страдающий от одиночества и недолюбленности и даже не подозревающий об этом! Мирок, в котором он существует с рождения со своей матерью Кселлесией и овощами-грибами на побегушках (вот это твист!) представляет своеобразную «зону комфорта». Мирок, в котором нет места человеческим чувствам, любви и ласке должен был надежно защитить душевное равновесие чародея от влияния всяких героически настроенных девиц с их благими намерениями. Сам же волшебник почти с самого начала задается вопросом: «Но что за счастье провести всю жизнь во тьме, питаясь одной ненавистью к людям?» Так только ли любовь к Фантадевине так повлияла на Тарабаса? Не думаю, но она определенно стала для него тем ключом, который открыл сторону света и помог постигнуть самого себя.
Сюжет третьей части наиболее драматичен, поднимаются многие совсем не детские вопросы: проблема выбора, самопожертвования, безответной любви. И вроде бы все заканчивается так, как должно, отчего же тогда мне грустно? Только ли оттого, что я болела за другого парня? («Эта с этим, а эти так») Грустная эстетика состоит в том, что любовь колдуна к принцессе безнадежна и обречена. Но в том же и состоит ее сила, ведь его любовь к ней это что-то невероятное, произошедшее вопреки всему. Никто в целом мире не может запретить нам любить. Потому что любовь, даже безответная, способна творить чудеса. На прощание, Тарабас говорит принцессе:«Не погаси огонь своей души, Фантадевина!»
Просмотр данного творения позволил вернуться в микрокосмос романтических грез, веры в волшебство и силу любви, которых так не хватает в нашем реальном мире.
Пообещайте мне любовь,
Такую нежную,
И мир для нас родится вновь,
Маня надеждою,
Чтоб разлилась живой водой
И песней грустною,
Любовь не может быть другой,
Я это чувствую…
Пообещайте мне любовь, Пусть безответную, Узнаю в облике любом Ее приметы я, И в целом мире, ты пойми, Всего дороже мне, То обещание любви Неосторожное. Пообещайте мне любовь, Хоть на мгновение, Хочу изведать эту боль, Как откровение, Я за собой сожгу мосты, Не зная жалости, И все прощу, но только ты Люби, пожалуйста… Многие рецензии к этому фильму-сказке начинаются с ностальгических воспоминаний по временам детства и юности. «Пещера Золотой Розы» прошла в детские годы мимо меня. Уже будучи взрослой, я нашла ее в ностальгичес