Мурнау — большой художник, потому что он показывает нам человеческое, простых людей, а не голые философские измышления. Весь фильм следишь не за Фаустом и даже не за Гретхен, хотя их играют замечательные актеры, а следишь за Мефистофелем. Эмиль Яннингс влюбил меня в себя еще в другой работе Мурнау, в «Последнем человеке», а тут отобрал мое сердце окончательно. Его Мефистофель это не концентрированное ультразло, а скорее азартный ведьмак. Как он старается обыграть архангела, как он бегает по всему городу и сообщает об убийстве, как он подсовывает Фаусту все новые и новые искушения… А история с Мартой — отдельная песня. Великая актриса Иветта Гильбер, которая была звездой своего времени, которой восхищались Тулуз-Лотрек, Зигмунд Фрейд, Марсель Пруст и другие, она сделала из второстепенного персонажа такую героиню, что она часто затмевает Гретхен. Какая замечательная находка Мурнау — Марта в исполнении Иветты Гильбер и Мефистофель в исполнении Эмиля Яннингса! Как здорово, что он столкнул их в своем фильме. На отношения Мефистофеля и Марты смотреть можно бесконечно.
Но вернемся к главному. Сцены с архангелом и Мефистофелем суперидеализированные. Михаил — красавец-блондин с огромными белыми крыльями и мечом, Мефистофель — толстый рогатый волосатый мужик. Сразу все понятно, кто плохой, кто хороший. Но такая простота мысли только на первый взгляд. Мурнау делает Мефистофеля очень человечным. Вообще вопросов не возникает, почему Фауст тянется к нему. Тут любой захочет повеселиться с таким дьяволом. Тем более, что истинное зло исходит от самих людей. От их эгоистичности, от их невежества. Все повороты, которые ведут к усугублению вызывают серьезный внутренний вопрос: «Люди, вы чего?» При чем, от самого большого злодеяния — погибели Гретхен — Фауста отговаривает Мефистофель. Это очень важная деталь. И это нельзя трактовать как то, что Мефистофель стремится уберечь Фауста от любви. Потому что Мефистофель не знаком с этим понятием. Выходит, что зло не такое уж и зло. А что добро? Слащавый красавец архангел не вызывает доверия, а все не очень приятные вещи совершаются под знаком добра, как бы во благо.
В общем, Мурнау задает очень интересные темы для размышлений в этом фильме и делает это легко, весело, задорно, со спецэффектами. Но так все легко только для нас, зрителей. Есть одна такая интересная деталь. Для того, чтобы справиться с напряжением на съемках фильма, кто-то посоветовал Экману принимать кокаин, что в итоге во многом и стало причиной его ухода из жизни. Вот такой соблазн подготовила судьба исполнителю роли Фауста.
Мурнау — большой художник, потому что он показывает нам человеческое, простых людей, а не голые философские измышления. Весь фильм следишь не за Фаустом и даже не за Гретхен, хотя их играют замечательные актеры, а следишь за Мефистофелем. Эмиль Яннингс влюбил меня в себя еще в другой работе Мурнау, в «Последнем человеке», а тут отобрал мое сердце окончательно. Его Мефистофель это не концентрированное ультразло, а скорее азартный ведьмак. Как он старается обыграть архангела, как он бегает по всему городу и сообщает об убийстве, как он подсовывае