В раннее посткарантинное время каждый новый фильм, который показывают в кинотеатрах, заслуживает особого внимания. А легкая комедия Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина», вышедшая в российский прокат в последний день такого трудного 2020 года, — это и вовсе праздник для синефилов.
Для Вуди Аллена фильмы часто становятся возможностью порассуждать об институте брака, изменах и, конечно, о самом кино, которым режиссер не перестает наслаждаться в свои 85 и с юношеским задором выпускать по картине каждый год. И «Фестиваль Рифкина» не стал исключением и продолжил «европейский цикл» фильмов Аллена.
По сюжету фильма Морт Рифкин (Уоллес Шоун) и Сью (Джина Гершон) отправляются на кинофестиваль в Сан-Себастьян. И хотя Морт, пожилой несостоявшийся писатель, в прошлом вел курс по истории кино, на один из важнейших кинособытий в Европе супружеская пара американцев попадает именно из-за жены — пресс-агента модного режиссера. Кстати, премьера фильма прошла как раз на открытии сентябрьского кинофестиваля 2020 в том самом северном испанском городе. Герои картины сразу окунаются в насыщенный мир искусства и проживают эти фестивальные дни по законам классического ромкома. Причем помимо внешних интервью, пресс-конференций, показов существует еще и внутренний, личный кинофестиваль Морта, который окрашен в черно-белый и проходит у него во снах и думах наяву. Сюжеты в голове Морта — рефлексия о недавних событиях в Сан-Себастьяне и не слишком счастливом прошлом в Нью-Йорке — и все это по мотивам фильмов «Восемь с половиной», «Гражданин Кейн», «Мужчина и женщина», нескольких фильмов алленовского кумира Бергмана («Земляничная поляна», «Персона», «Седьмая печать») и некоторых других киношедевров авторов Новой волны.
В новом фильме, как это часто бывает у Аллена, брак героев должен пройти проверку на прочность в декорациях яркого и киношного города. Так, оба героя очаровываются молодыми и красивыми Джо и Филиппом. Она — врач и хороший специалист, замужем за нелепым подобием героя Хавьера Бардема из «Вики Кристина Барселона». Морт попадает к Джо на прием из-за своей ипохондрии, проникается к ней симпатией и под любым предлогом записывается к ней снова, придумывая себе новые заболевания. Он — известный французский режиссер, чей фильм претендует на главный приз. Сью не только работает с ним, но и крутит роман, в чем сама позже и признается мужу. В отличие от жены у Морта связь с Джо вполне невинная и ограничивается дружескими прогулками по городу, который как полноценный участник событий здесь наполнен кино. Он долгое время скрыт от зрителя и выступает на передний план лишь во время того, как Джо проводит Морту небольшую экскурсию по своим любимым местам. В конце концов, их небольшое путешествие выявляет проблемы в браке Морта и Сью, которые неизбежно приводят к их расставанию, заставляет переосмыслить Рифкина свое место в профессии, задуматься о Смерти, в образе которой является талантливый Кристоф Вальц. Интересно, что имя Морта кажется созвучным со смертью на латыни и испанском (mors и muerte). Возможно, именно поэтому ему с легкостью удается уболтать ее.
Всем неравнодушным к творчеству Вуди Аллена понравятся очередные приключения алленовских невротичных героев-интеллектуалов, которые склонны иронизировать над современной действительностью, с головой окунаться в романтику и любовь, наслаждаться жизнью и безостановочно искать свое счастье и предназначение. Режиссер снова дарит нам радость узнавания кадров из классических фильмов небезразличных Аллену режиссеров. И хотя с некоторых пор фильмы Аллена приходятся Голливуду не ко двору, режиссер не отказывает себе в удовольствии снимать дальше для стран, где кинематограф и политика, талантливый продукт и личная жизнь его создателя если не являются явлениями полярными, то хотя бы все еще сильно разграничиваются.
В раннее посткарантинное время каждый новый фильм, который показывают в кинотеатрах, заслуживает особого внимания. А легкая комедия Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина», вышедшая в российский прокат в последний день такого трудного 2020 года, — это и вовсе праздник для синефилов. Для Вуди Аллена фильмы часто становятся возможностью порассуждать об институте брака, изменах и, конечно, о самом кино, которым режиссер не перестает наслаждаться в свои 85 и с юношеским задором выпускать по картине каждый год. И «Фестиваль Рифкина» не стал исключением и