Бесконечность, всеохватность обыденного — основная тема, и содержание картины. Режиссер Самуэль Маоз берет заведомо трагический сюжет, а затем успешно растворяет его в обстановке тягучей повседневности. Истерика родителей, официально извещенных, что их сын «пал смертью храбрых», усилия дяди по составлению некролога, хлопоты военного раввината по организации похорон — все события постепенно нивелируют изначальный трагический посыл рокового известия.
Аналогичный прием автор использует, когда ведет вторую сюжетную линию ленты. Жизнь на израильском блокпосту среди зимней пустыни, кропотливо показанная в ее бытовых мелочах, ничем не похожа на героическую эпопею. Даже произошедший инцидент не добавляет в фильм проблематики нравственного выбора, настолько страшное оказывается абсурдным. Нелепая «бытовая» смерть главного героя закрывает этот бессобытийный ряд происшествий.
Принципиальная и на редкость хорошо кинематографически воплощенная установка режиссера на мещанский пессимизм и упадничество вызывает недоумение и неприятие. Прочтение Экклезиаста для обывателей в «Фокстроте» в части: «Что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем» — прямо противоречит исходному тексту. Если древние евреи верили, что к ним обязательно вернется История со всеми ее великими очищающими бедствиями, то в современном Израиле, если верить Самуэлю Маозу, от Истории, от Трагедии даже не отказались — о них просто не подозревают. Поэтому вы не узнаете из постановки, каков взгляд режиссера на палестино-израильский конфликт. Что он об этом думает? Да и есть ли конфликт или это просто природная данность, как холодный дождь в зимней пустыне?
Притом надо отметить, что все вышесказанное прекрасно передано при помощи киноязыка. От жизненного краха отца главного героя, когда камера начинает смотреть на мир с непонятного ракурса откуда-то сверху, до локации в зимней пустыне, чье безысходное мокро-склизкое однообразие ничто не в состоянии поколебать.
Помимо сильной операторской работы Джиоры Бейача удачно также и актерское исполнение. Лиор Ашкенази и Сара Адлер в роли родителей чрезвычайно убедительно играют людей, попавших в безвыходное положение. Хороши главный герой и исполнители ролей второго плана.
Замечательно сделанный фильм с неудовлетворительным содержанием. Современность давно требует деятельной ясности и четко выраженного авторского мнения. В противном случае остается непонятным, в какой степени автор фильма критик сложившейся общественной ситуации, а в какой ее жертва.
8 из 10
Бесконечность, всеохватность обыденного — основная тема, и содержание картины. Режиссер Самуэль Маоз берет заведомо трагический сюжет, а затем успешно растворяет его в обстановке тягучей повседневности. Истерика родителей, официально извещенных, что их сын «пал смертью храбрых», усилия дяди по составлению некролога, хлопоты военного раввината по организации похорон — все события постепенно нивелируют изначальный трагический посыл рокового известия. Аналогичный прием автор использует, когда ведет вторую сюжетную линию ленты. Жизнь на израильс