Нравится всё-таки мне отношение французов к своей истории и культуре. Вроде и невеликое и даже сомнительное достижение — танец, который пляшут в варьете, предназначенный смущать благовоспитанную публику и безопасно разжигать аппетит у похотливых обывателей. Ан нет, это танец-легенда, танец-эпоха, важный, системный пласт их национальной культуры, которым они гордятся наряду с Жанной д’Арк и взятием Бастилии! Право же, в чудесном исполнении Марсельезы при строительстве «Мулен Руж» только 50 процентов иронии, остальные 50 — это всё-таки пафос. Канкан важен для французов. Его любили современники, он продолжает вдохновлять потомков. И фильм Ренуара — прекрасное тому доказательство.
А, впрочем, этот фильм не только про канкан — это ода Монмартру, который воссоздан на экране бережно и с любовью. Ещё не царит над кварталом купол Сакре-Кёр, не сверкает призывными огнями Красная Мельница, не заполонили всё вокруг туристы и художники, но уже есть старая лестница на вершину холма, булыжная мостовая, узкие улочки и неторопливые парижане. Это целый мир, маленький, провинциальный. И режиссёр дарит нам его, знакомит с его обитателями, их радостями, горестями и мечтами. Здесь нет ненужных, второстепенных персонажей, даже если чьего-то имени мы не знаем. Все эти прачки, трактирщики, булочники, офицеры, праздные гуляки — именно они главные герои фильма. Есть и другие герои, которые создавали совсем другой, новый Монмартр, те, без которых невозможны французские символизм и модернизм — гениальный свистун, Эжени Бюффе, Казимир-Серпантин (он же Валентин Бескостный), Аристид Брюан, поющий в «Чёрном коте», и танцовщицы из «Мулен Руж». Так фильм превращается не просто в оду Монмартру, но в оду Франции, которая подарила миру это маленькое чудо. Здесь юная Ла Гулю-Нини встречает постаревшую и опустившуюся Ла Гулю-Прюнель, но всё равно уверенно выбирает пленительный и неверный канкан. И, чёрт возьми, раз мы помним её до сих пор, значит, это того стоило!
Монмартр жив, его золотые годы стали легендой, и у него оказались достойные наследники. Не зря же в кадре хоть на мгновение, но появляется прекрасная Эдит Пиаф. И весь фильм в кадре царит элегантный Жан Габен. Как же он хорош, когда сидит за кулисами во время первого канкана, вслушиваясь в происходящее на сцене, незримо присутствуя при рождении своего нового детища!
В общем, старым опытным галломанам фильм к просмотру обязателен. Если же у вас другие увлечения в жизни, то он тоже вполне подойдёт для вечернего просмотра. Это фильм праздник, цветной и яркий по самой своей сути. Так и хочется вскочить и в ритме бодрого канкана присоединиться к происходящему на экране?
9 из 10
Нравится всё-таки мне отношение французов к своей истории и культуре. Вроде и невеликое и даже сомнительное достижение — танец, который пляшут в варьете, предназначенный смущать благовоспитанную публику и безопасно разжигать аппетит у похотливых обывателей. Ан нет, это танец-легенда, танец-эпоха, важный, системный пласт их национальной культуры, которым они гордятся наряду с Жанной д’Арк и взятием Бастилии! Право же, в чудесном исполнении Марсельезы при строительстве «Мулен Руж» только 50 процентов иронии, остальные 50 — это всё-таки пафос. К