Ян: — Почему человек может перестать разговаривать?
Карел: — Чтобы услышать мелодии в людях.
Ян: — Мелодии, которые люди поют?
Карел: — Рядом с людьми ты слышишь мелодии, которые они источают. Они поднимаются из них как запах. Если перестанешь разговаривать, услышишь свою собственную мелодию.
Чешское авторское кино всегда очаровывало меня своей самобытностью, но «Год дьявола» Петра Зеленки оказался настоящим открытием. Это глубокий и светлый фильм, самобытный во всех отношениях: жанровом, идейном и визуальном.
В центре повествования — малоизвестный оркестр «Чехомор», выступающий на похоронах и свадьбах. Гитарист подрабатывает охранником в кабаре, а скрипач играет в лифте отеля. Однажды им поступают два невероятных предложения о музыкальном сотрудничестве. «Чехомору» придётся сделать выбор между знаменитым автором песен Яреком Ногавицей и виртуозным дирижёром Джезом Коулманом.
В первую очередь, стоит сказать, что все главные герои — реально существующие люди. Джез Коулман — фронтмен британской пост-панк группы «Killing Joke», а также композитор и исполнитель классической музыки. Яромир (Ярек) Ногавица очень популярен в Чехии, как Высоцкий или Окуджава в России. Не менее известны у себя на родине фолк- и джаз-гитарист Карел Плихал и группа «Чехомор».
Музыканты играют в фильме Зеленки самих себя, однако картина не является ни документальной, ни биографической. «Год дьявола» — это мистификация, притча. Странное чешское роуд-муви с метафизической начинкой. История, где есть лекции про алкоголизм, которые Ярек читает на репетициях, Ангел-хранитель, проигранный в шахматы, призраки, сделка с Дьяволом, таинственное самовозгорание. И музыка. Много музыки.
Это фильм о выборе, поиске себя и Бога. Каждый из героев ищет его по-своему: на дне бутылки, на шабаше в пустыне, через обет молчания. Или как лидер «Чехомора» пан Франто — в чистом поле, с электрогитарой и гигантской колонкой.
Фильм произвёл на меня невероятно сильное впечатление. Подозреваю, что дело в каких-то особых частотах чешской земли, концентрации коллективного бессознательного, народном духе, которые Пётр Зеленка столь мастерски облекает в художественные образы. Я никогда не была в Чехии, но теперь знаю, как она звучит.
10 из 10
Ян: — Почему человек может перестать разговаривать? Карел: — Чтобы услышать мелодии в людях. Ян: — Мелодии, которые люди поют? Карел: — Рядом с людьми ты слышишь мелодии, которые они источают. Они поднимаются из них как запах. Если перестанешь разговаривать, услышишь свою собственную мелодию. Чешское авторское кино всегда очаровывало меня своей самобытностью, но «Год дьявола» Петра Зеленки оказался настоящим открытием. Это глубокий и светлый фильм, самобытный во всех отношениях: жанровом, идейном и визуальном. В центре повествования —