Музыкальная комедия Джорджа Маршалла «Горшок золота» («Pot o» Gold») (1941) стала 29-й кинолентой в «послужном списке» Джеймса Стюарта. В большей степени, данная постановка знаменательна тем фактом, что именно её Стюарт, впоследствии, назовёт «самой худшей из всех картин» (!), в которых он когда-либо снимался.
Сюжет: Закрыв свой музыкальный магазин из-за убытков, Джимми Хэскелл (Джеймс Стюарт) вынужден согласиться на то, чтобы работать в компании, принадлежащей его богатому дяде, Чарльзу Хэскеллу (Чарльз Виннингер). Перед тем, как приступить к работе, Джимми успевает познакомиться с Молли МакКоркл (Полетт Годдар) — певицей в джазовом оркестре, возглавляемом Хорасом Хейдтом (лидер оркестра и музыканты играют самих себя).
Музыканты в полном составе живут и репетируют в доме матери Молли (Мэри Гордон), но работы у них пока нет. Узнав всех поближе, Джимми, разумеется, больше склоняется к тому, чтобы присоединиться к оркестру, чем начать работать на дядю (к тому же, он влюбляется в Молли). Правда, у его будущего с девушкой и оркестром есть несколько препятствий. Во-первых, дядя Джимми люто ненавидит музыку, и не менее люто враждует с матерью девушки. А, во-вторых, сама Молли (в отличие от музыкантов) не знает, чьим именно племянником является Джимми…
Итак, на примере мюзикла «Горшок золота» мы можем наблюдать за неудачным «аттракционом» из серии «дети президентов США пытаются покорить шоу-бизнес». В данном случае, речь идёт о Джеймсе Рузвельте (старший сын 32-го президента США — Франклина Делано Рузвельта), который в конце 1930-х и начале 1940-х годов безуспешно пытался добиться успеха в Голливуде.
Именно он и выступил в качестве продюсера этой картины, созданной силами его собственной компании «Globe Productions» (прекратившей своё существование вскоре после неудачи фильма в прокате). Что касается самого фильма, то он был вдохновлён радио-викториной, которая именовалась также, как и сама постановка Джорджа Маршалла, и шла в эфире с 1939 по 1941 годы (по сюжету картины, эту игру придумывает герой Джеймса Стюарта).
Правда, едва ли здесь стоит искать историю зарождения данной викторины, поскольку, в большей степени, «Горшок…» похож на её полнометражную рекламу. Этим он отчасти навевает мысли о другом мюзикле, снятом в том же 1941 году и, по сходным лекалам, рекламировавший знаменитый горнолыжный курорт — «Серенада солнечной долины». В обеих картинах задействован какой-либо, но обязательно известный джазовый оркестр (в данном случае, это оркестр под управлением Хораса Хейдта), играющий достаточно важную роль в сюжете.
Также, на главные роли и там, и там приглашены известные актёры. Причём, если в «Серенаде…» (на момент её съёмок) к числу таковых можно было отнести, в принципе, только знаменитую фигуристку Соню Хени, то продюсеры «Горшка…» решили «раскошелиться» сразу на двух звёзд Голливуда (в лице Джеймса Стюарта и Полетт Годдар). Однако, подход, удачно сработавший в «Серенаде…», постановке Джорджа Маршалла совсем не помог.
Правда, кое в чём данное творение даже можно назвать «гармоничным» — в нём плохо практически всё, начиная со сценария и заканчивая игрой актёров. Сценарий, над который работало несколько человек, выглядит так, словно перед его авторами была поставлена задача взять неиспользованные тексты, написанные для 15-ти различных короткометражек, и объединить их все в один сюжет.
Неизвестно, так ли это было на самом деле, но конечный результат вышел соответствующим вышеописанному — «Горшок…» больше смахивает на набор еле-еле «склеенных» между собой эпизодов, чередующихся с музыкальными номерами. Причём, любой из этих эпизодов можно спокойно изымать из сюжета абсолютно без всяческого вреда для общей картины. Во многом, поэтому нет особого смысла как-то всерьёз анализировать сценарий фильма.
Не спасает ситуацию и режиссура Джорджа Маршалла (также, являлся вторым продюсером киноленты). Режиссёр уже прежде работал с Джеймсом Стюартом, сняв его в 1939 году в замечательном комедийном вестерне «Дестри снова в седле». Но, просматривая «Горшок золота», кажется, что вся его работа здесь ограничилась лишь общими командами вроде «Мотор!» и «Стоп! Снято!», а всё остальное время он просто спал.
Актёрский состав, к сожалению, лишь пополняет сей «перечень разочарований». У Джеймса Стюарта в 1941 году, после ряда удачных ролей в фильмах Капры, Любича и Кьюкора, явно наметился регресс в кинокарьере — вот уже второй фильм подряд (после «Come Live with Me») актёр практикует «повторение пройденного». В данном случае, он повторяет типаж из своих ещё более ранних работ вроде «Оживленная леди» и «С собой не унесёшь» (оба — 1938), то есть, снова играет «юношу, подавляемого собственными родителями» (в данном случае, дядей).
И, не сказать, что Стюарт как-то кардинально проваливает свою роль — но, после тех удач, которые у актёра были ранее, такой «возврат к истокам» уже не воспринимается. Помимо прочего, ему здесь также пришлось ещё и петь (игру Стюарта на губной гармошке дублировал Джерри Адлер), но откровенно дурацкая песенка «When Johnny Toots His Horn» явно не претендует на то, что стать ещё одним хитом с его подачи, как это было с классической «Easy to Love» из мюзикла «Рождённая танцевать» (1936).
Ещё хуже дело обстоит с Полетт Годдар (вокал — Вера Вэн). Во-первых, она смотрится не слишком убедительно и резковато в роли милой и очаровательной девушки, в которую влюбляется главный герой. Во-вторых, актёрская «химия» между нею и Стюартом в кадре явно активно «стремится к нулю» (что, в общем-то, и неудивительно, особенно учитывая то, что оба во время съёмок не ладили друг с другом).
Ну, а в-третьих — хотя Полетт и имела некоторый хореографический опыт в прошлом, актрисе явно требовался тот, кто сумел бы её танцевальные таланты направить в нужное русло (например, Фред Астер, с которым она снималась годом ранее в мюзикле «Второй хор»). Однако, такого же сильного партнёра по танцам здесь у неё не было, отчего и результат вышел соответствующим — в кадре Полетт демонстрировала откровенную отсебятину и постоянно сбивалась с ритма.
Представшие в качестве самих себя, Хорас Хейдт и его оркестр также не скрашивают общий результат (не говоря уже о том, что до ребят Гленна Миллера в музыкальном отношении им всем очень далеко!). Ну, и напоследок, осталось сказать о музыкальных номерах в «Горшке золота», которые, продолжая тенденцию, заданную остальными составляющими фильма, не вызывают при просмотре ничего, кроме скуки, тоски и печали. Ни запоминающихся песен, ни ярких танцев мне лично здесь обнаружить не удалось.
В завершении, остаётся отметить, что данная кинолента вышла настолько неудачной во всех отношениях, что её даже можно использовать в качестве пособия на тему: «Как не надо снимать мюзиклы?». Определённо, Джеймс Стюарт не ошибался, считая постановку Джорджа Маршалла худшей в своей карьере. Поэтому, ввиду вышесказанного, я воздержусь от каких-либо рекомендаций к просмотру.
2 из 10
Музыкальная комедия Джорджа Маршалла «Горшок золота» («Pot o» Gold») (1941) стала 29-й кинолентой в «послужном списке» Джеймса Стюарта. В большей степени, данная постановка знаменательна тем фактом, что именно её Стюарт, впоследствии, назовёт «самой худшей из всех картин» (!), в которых он когда-либо снимался. Сюжет: Закрыв свой музыкальный магазин из-за убытков, Джимми Хэскелл (Джеймс Стюарт) вынужден согласиться на то, чтобы работать в компании, принадлежащей его богатому дяде, Чарльзу Хэскеллу (Чарльз Виннингер). Перед тем, как приступить