La Tenerezza Shared publicly - 2015-10-02T17:31:00Z
У меня двойственное чувство от просмотра этого фильма. Я часто и с большим удовольствием смотрю экранизации классики, а «Господа Головлевы» — одно из моих любимейших произведений. Я надеялась вновь погрузиться в неторопливый сладостно-душный головлёвский уклад, в семейный быт, в котором сон разума последовательно и бесперебойно рождает чудовищ… Но здесь меня ожидало разочарование.
При просмотре первой серии возникло стойкое ощущение, что это сериал и я смотрю его где-то посередине. Причём мне не повезло, и я включила именно ту серию, на которой у создателей закончились деньги. Суетно, скомканно, с пятого на десятое, игнорируя внутреннюю логику произведения, мне рассказали, что вот, дескать, жили какие-то такие люди и было у них всё вот примерно как-то так… Вы не увидите в фильме ничего, что объяснило бы вам, как эти граждане дошли до жизни такой. В фильме отсутствуют многие значимые персонажи, в частности, муж Арины Петровны, её старший сын, с лёгкой руки которого Порфирий Головлёв, собственно, и стал зваться Иудушкой. Да и сама Арина Петровна, несмотря на очень точную работу Людмилы Поляковой, выглядит «проходной», невнятной. А это, пожалуй, самая важная для раскрытия смысла произведения фигура.
Формирование личности Порфиши, его взлёт и драматичное падение проходят под влиянием матери почти по-фрейдовски, что позволяет роману сохранять остро современное звучание. Иудушка — это лучшее, что могла родить и воспитать женщина, подобная Арине Петровне. Судьбы других её детей — не просто фон (как это выглядит в фильме), но детали, дающие возможность понять причины того, что происходило и продолжает происходить со многими и многими неглупыми, в принципе, и образованными русскими людьми. В экранизации же персонажи существуют как будто бы сами по себе, без всякой внутренней связи.
За поверхностное прочтение первоисточника я поставила бы фильму «двойку», однако досмотрев картину до конца, всё же передумала. Дело в том, что ко второй серии фильма, во многом благодаря Денису Суханову, исполнителю главной роли, появилось нечто, что в хорошем кино называется атмосферой и что после просмотра заставляет думать, переживать и писать рецензии. Я увидела вдруг (и для меня это стало приятной неожиданностью) не Иудушку-персонаж, а Судьбу, которая нашла в моей душе живой отклик и сочувствие. Только ради этого фильм стоило смотреть.
Итог. Для экранизации Салтыкова-Щедрина необходим либо эпический размах, либо проникновенная психологическая глубина. Ни тем ни другим создатели фильма, по-видимому, не располагали. Не советую смотреть фильм школьникам, которые захотят таким образом избегнуть чтения романа. А тем, кто роман знает хорошо — почему бы и нет?
5 из 10
У меня двойственное чувство от просмотра этого фильма. Я часто и с большим удовольствием смотрю экранизации классики, а «Господа Головлевы» — одно из моих любимейших произведений. Я надеялась вновь погрузиться в неторопливый сладостно-душный головлёвский уклад, в семейный быт, в котором сон разума последовательно и бесперебойно рождает чудовищ… Но здесь меня ожидало разочарование. При просмотре первой серии возникло стойкое ощущение, что это сериал и я смотрю его где-то посередине. Причём мне не повезло, и я включила именно ту серию, на кото