«Гроздья гнева» — образец по-настоящему гуманистического искусства, которое теперь встретишь редко, заставляющее проникнуться печальной судьбе людей, утративших в одночасье прежний уклад жизни, вынужденных влачить жалкое существование. Пожалуй, только последний фильм Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» может покорить своим обращением к социальным проблемам британской семьи, пытающейся свести концы с концами в эпоху сурового капитализма после кризиса 2008 года.
Но картина Джона Форда — это слепок эпохи Великой депрессии, когда фермеры, терявшие родную землю, были вынуждены искать новые пристанище, работу в надежде сохранить жизнь и семью. Когда герои сталкиваются с лишениями и невзгодами, грозящими смертью, кажется, вот-вот настанет страшный конец. Также Джону Форду в «Гроздьях гнева» удаётся перейти от быта к бытию, утверждая вечные истины, ценность семейных уз, которые дают возможность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.
В этом ему помогает выдающийся оператор Грегг Толанд (через год он снимет новаторский, в том числе по операторской работе, фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»), который удивляет изысканным чёрно-белым изображением, открывающем красоту американских просторов. Также режиссёр замечательно работает с актёрами. Ещё в «Дилижансе» он создал потрясающий актёрский ансамбль. Здесь же выделяются Хенри Фонда, чей персонаж является правдорубом, служащим олицетворением поисков американцами социальной справедливости, и Джейн Дарвелл, сыгравшая любящую мать, которая становится стержнем семьи.
Но самое главное — это сохранившаяся актуальность данной картины, например, для нашей страны, в которой миллионы уже находятся за чертой бедностью, а правительство никак не помогает им, но делает их жизнь только хуже. «Гроздья гнева» — это кино о поиске потерянного Рая, величии и единстве Народа, готового противостоять любому бедствию.
«Гроздья гнева» — образец по-настоящему гуманистического искусства, которое теперь встретишь редко, заставляющее проникнуться печальной судьбе людей, утративших в одночасье прежний уклад жизни, вынужденных влачить жалкое существование. Пожалуй, только последний фильм Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» может покорить своим обращением к социальным проблемам британской семьи, пытающейся свести концы с концами в эпоху сурового капитализма после кризиса 2008 года. Но картина Джона Форда — это слепок эпохи Великой депрессии, когда фермеры,