Как трактуется в краткой биографии режиссера на IMDb (на русском вы ничего про него не найдете), однажды подростком в одном из магазинчиков Рио, торгующих видеокассетами, он увидел испугавшую его, но и привлекшую внимание обложку «Заводного апельсина». Любопытство преодолело: Педро взял кассету в прокат, посмотрел, и — случилось прозрение. Он понял разницу между фильмами и Фильмами (в оригинале between movies and films). И захотел стать режиссером.
Красивая история. Пусть и не такая, как «Я Джо», полнометражный дебют Барона, но таки режиссером Педро стал; и не тем, кто снимает movies. Во всяком случае «Я Джо» в год выпуска получил приз за лучший игровой фильм на фестивале Кельнской киношколы IFS, а также серебряную награду фестиваля нео-нуарных романов, фильмов и сценариев, проводимого в Лос-Анджелесе. Странно только, что русскоязычные поклонники арт-хауса упорно молчат по поводу сего творения. Видимо, это результат необычайного воздействия работы Барона на чахлое сознание эстетов, впавших после просмотра в длительный ступор. Поскольку я из оного уже вышел, рискну написать несколько слов об этом film`е.
Что же, косточки съеденного мальчиком плода познания искусства, упали на благодатную почву смешения культур (Педро, проведший детство и юность между двумя Америками, — сын русского еврея, эмигрировавшего в Бразилию, и наполовину португалки, наполовину уругвайки), взойдя частыми побегами кинематографических дерзаний. Мистические отсылки к Каббале (едва ли самому Педро понятной); латиноамериканская вспыльчивость еврейского главного героя, на досуге ездящего на Кони-Айленд посмотреть на закат и послушать сплетни русских бабушек; американская страсть к револьверу — всё это смешалось в необычном, но, к сожалению, мутном коктейле.
А ведь старался юноша… И главного героя сделал не каким-нибудь докером или рокером, а «профессором квантовой физики». Правда, в фильме профессор больше смахивает на неопрятного торчка, не закончившего и средней школы из-за своих увлечений вовсе не фундаментальными науками, а от квантовой физики остается лишь присущая ей неопределенность философских трактовок наблюдаемых явлений. Может быть режиссеру просто надоели стройные фотомодели с пустыми глазами, которые обычно играют в Голливуде молодых перспективных ученых, и он решил развенчать подобный глянцевый образ? Потому что помимо не профессорского вида, на что обращает внимание даже бывший приятель главного героя, у того еще и откровенные гангстерские замашки (в лучших традициях героев Тарантино). В общем, кто их знает, этих американских профессоров квантовой физики… Хотя на самом деле всё наверное не так сложно: «Я знаю, мужик, что в Калифорнии суровые люди» — говорит приятель Джо-Джеку, чтобы тот перестал его «тарантинить» (еще бы: стоит только вспомнить, кто у них губернатор).
Здесь мы подходим к основной теме фильма: борьбе героя со своей второй сущностью или поисками настоящего себя. Не новая, понятно, тема, но для вроде как нео-нуара вполне подходящая, и позволяющая автору фантазировать направо и налево. Получается, правда, только налево (или направо?), но в любом случае однобоко. Рассказывать что получается я конечно не стану — если вы не видели этот фильм и вдруг ещё отважитесь его посмотреть, подобные сведения лишат вас последнего интереса. Но нельзя сказать, что ничего не получается. Нуар несомненно присутствует, вот только оригинальной художественной подачи нет. Зато фильм создает определенное настроение, так что не совсем пустышка. Только очень натужно вышло, господин Барон, очень.
Но: несмотря на всю приведенную выше недобрую критику, радует, что в Штатах молодые режиссеры реализуют не только коммерческие проекты. И нельзя исключать, что превращение в настоящего себя — вместо потуг родить нечто напоминающее работы истинных мастеров жанра — у начинающего режиссера еще впереди и он покажет нам в один прекрасный день какой-нибудь свой настоящий Фильм. Для этого нужно лишь сделать самому себе «сыворотку правды» — вроде того, как здесь ее делают главному герою. Только шприцом пользоваться не обязательно: все инструменты внутри каждого из нас.
Как трактуется в краткой биографии режиссера на IMDb (на русском вы ничего про него не найдете), однажды подростком в одном из магазинчиков Рио, торгующих видеокассетами, он увидел испугавшую его, но и привлекшую внимание обложку «Заводного апельсина». Любопытство преодолело: Педро взял кассету в прокат, посмотрел, и — случилось прозрение. Он понял разницу между фильмами и Фильмами (в оригинале between movies and films). И захотел стать режиссером. Красивая история. Пусть и не такая, как «Я Джо», полнометражный дебют Барона, но таки режиссе