Рука потеряла свое тело, в то время как кто-то потерял себя. «Жизнь полна цензуры, ведь я не могу плюнуть вам в лицо!» — сетовала когда-то великая Кэтрин Хепберн. Мы не знаем, кто вносит коррективы в нашу жизнь, да и Жереми Клапен, режиссер «Я потеряла свое тело», не задается этим вопросом. Ему куда интереснее наблюдать за тем, что человек будет делать в ситуации, когда кажется, что выхода больше нет. Это первая полнометражная работа французского режиссера после нашумевшей в далеком 2008 году короткометражки «Раскол», за которую он также получил пальму в Каннах. И как у настоящего автора, его произведения полны родственных мотивов.
Мне бы не хотелось говорить про параллели, типа история развивается и т. д. и т. п. Кажется, что есть только настоящее, в котором воспоминания безмозглой руки рисуются в тоскливой ретроспективе. Вот Ноуфэль еще малыш, и он пытается обмануть время и пространство, чтобы поймать муху, ему нужно быть на шаг впереди. У него это плохо получается. Ему больше нравится плыть по течению жизни вместе с заботливыми мамой и папой, в среде которых самой сложной проблемой для малыша Ноуфэля является вопрос — как же совместить желание стать музыкантом и космонавтом? Беззаботному детству настанет конец — очень скоро. Ноуфэль был не готов к тому, чтобы самой большой проблемой в его жизни стал не выбор профессии, а поиск себя. Спустя лет десять-пятнадцать он продолжает пытаться обмануть время и пространство. Только теперь в качестве доставщика пиццы. «У тебя это плохо получается, может, попробовать что-то другое…» — открывает Ноуфэлю глаза пока еще бестелесная Габриэль, транслируя тепло и человечность по домофону. Где-то рядом Лео Каракс встречает девушку, а Дени Лаван бежит под Дэвида Боуи, и его надпочечники готовы взорваться от ощущения любви.
Французы всегда остаются французами. Может потому, что их девушки так прекрасны, но кажется, что на протяжении многих столетий они бессменно остаются последними романтиками на Земле. Без этой немного подростковой, немного конфетной истории любви, героем которой был каждый, когда чувствуешь, что встречаешь кого-то особенного в своей жизни, но не решаешься сделать шаг в сторону, либо полный разворот, а продолжаешь идти — мимо, лишая себя сокровенной возможности узнать другую реальность, история «Я потеряла свое тело» потеряла бы свою романную основу, без которой немыслимо представить ни одно произведение искусства. Хотя история любви в данном мультфильме близко не центральная тема. Жереми Клапен психологинничает — история любви всегда будет трагичной, если человек делает другого объектом своих нереализованных желаний.
Куда больше Клапена интересует эволюция внутреннего мира Ноуфэля. Пока рука доказывает, что естественный отбор не блажь, и человек в любом физическом составе является венцом творения (какую все-таки красивую биологическую цепочку выстраивает режиссер, от прирученных сизых голубей, глупые создания; хитростью уворачиваясь от крыс, прожорливые твари; мимо компанейских муравьев, им все безразлично, кроме собственной системы; почти став своим для дружелюбной собаки, она слушает только команду, рука завершает свое путешествие на груди младенца. Что делает нас особенными, из-за чего мы считаем себя хозяевами вселенной? Возможность сделать шаг в сторону и изменить систему? Но разве не рождаем мы новую, но все же систему, готовую обрасти закономерностями и рамками, этим простым движением в сторону? Если уж и искать ответ, дарящий надежду на то, что не все бессмысленно в этом мире, то находить его в кратком миге вдохновения. Плоть конечна, память уже не такая трезвая штука, какой она была пару столетий назад. Там, где мы были, остались лишь следы на песке. Живите настоящим! — призывает себя и, возможно, зрителя чудесный режиссер Жереми Клапен. И к его совету обязательно хочется прислушаться.
P.S. Спасибо за новую французскую электронику. Dan Levy и S+C+A+R+R доказывают, что не одними Air и Daft Punk богата Пятая республика.
Рука потеряла свое тело, в то время как кто-то потерял себя. «Жизнь полна цензуры, ведь я не могу плюнуть вам в лицо!» — сетовала когда-то великая Кэтрин Хепберн. Мы не знаем, кто вносит коррективы в нашу жизнь, да и Жереми Клапен, режиссер «Я потеряла свое тело», не задается этим вопросом. Ему куда интереснее наблюдать за тем, что человек будет делать в ситуации, когда кажется, что выхода больше нет. Это первая полнометражная работа французского режиссера после нашумевшей в далеком 2008 году короткометражки «Раскол», за которую он также получи