« — Не стоит молить Богов о помощи — они ещё более жестокие чем люди!» (с)
Сегодня этот снятый по мотивам легенд и мифов Древней Греции фильм — сказка — является классикой Голливуда, одним из старых блокбастеров, созданных благодаря комбинированной съёмки. Первым был основанный на арабских сказках из «1001 Ночи» — «Седьмое Путешествие Синдбада» (1957) — которым дебютировал в качестве ведущего постановщика кукольных спецэффектов, настоящий чародей и кудесник «Фабрики Грёз» до компьютерной эры кино — Рэй Харрихаузен. Зрителям не только в Америке, но и в других странах мира — от Японии и до Советского Союза — пришёлся по душе такой зрелищный сплав комбинированного способа съёмки и жанра ожившей на экране детской сказки. Местами принимавшей подчас страшные образы (чего стоил один только зловещего вида великан — циклоп!), но в большинстве своём — просто развлекающей самую разнообразную — от мала до велика аудиторию. Поскольку сказка про Синдбада — Морехода имела колоссальный успех, создававшая её киностудия «Коламбия Пикчерз» поверила в талантливого энтузиаста — аниматора, и доверила ему значительно больший бюджет — в размере 1 миллиона $ (что для начала 60-ых — было огромными деньгами!), и полный карт — бланш относительно постановки трюков. Главным условием продюсеров, было то, что бы имеющиеся в будущей картине экшен — сцены были не кровавыми — что бы не отпугнуть детскую аудиторию, на которую в большинстве своём такого рода фильмы и рассчитываются.
Режиссёром был назначен малоизвестный Дон Чеффи, хотя процессом создания всех «аттракционных» трюков — был Харрихаузен. Сценарий написал Беверли Кросс, опираясь не столько на конкретную легенду о Золотом Руне — сколько на свои впечатления от данной — сказочно — античной тематики. Таким образом, история странствий аргонавтов и их предводителя — Ясона значительно отличается от известных вариантов этого сюжета. Правда это позволило снять выпавшие на долю храбрых моряков приключения, как можно более непредсказуемыми. Да, разумеется зрителям понятно, что скажем — центральный герой — молодой царевич Ясон не погибнет в пути, но вот кто из его верных спутников выживет, а кто нет — всё же являлось интригой. Среди поднявшихся на борт славного красавца «Арго» — были самые лучшие атлеты Итаки, мастера как физических спортивных состязаний, так и ратного дела — одним из которых был даже сам Геракл! Правда, не считая его и ещё одного хитроумного паренька метавшего на спор с Гераклом диски — среди команды мало чем отличающихся один от другого матросов — яркий образ лишь у «засланного казачка» — сына царя Пелея, которого тот специально отправил вместе с Ясоном в поход — дабы как только они прибудут в Калхиду — страну, где по приданию хранится этот священный дар Богов Олимпа — тот должен устроить так, что бы Ясон назад не вернулся. На протяжении их странствия, у них я Ясоном будут частые споры, парень будет всячески саботировать авторитет их капитана. А за плаваньем «Арго» с небес взирают Боги, главные из которых — Зевс — Громовержец и Гера — будут всячески — один препятствовать, другая — помогать отважному герою.
Среди прочих спецэффектов картины, самым ярким и запоминающемся принято считать продолжительный бой аргонавтов с ожившими войнами — скелетами. Действительно, в то время когда один лишь бой Синдбада с живым, размахивающем саблей скелетом в пещере колдуна Сакуры — в «Седьмом Путешествии Синдбада» — являлся чуть ли не последним достижением в области экшена голливудской индустрии! Здесь же скелетов целая дюжина! Впрочем, лично мне больше понравился разрекламированный ещё на постере фильма — бой моряков с бронзовым великаном — оживлённой разгневанными Богами статуи титана Талоса. В сценах на берегу, когда вся команда в панике спасается бегством, стремясь как можно быстрей уплыть с проклятого острова, за ними не спеша шагает гигантский серого цвета исполин с мечом в руке — даже сегодня, более полувека спустя — становится немножко жутко. Представляю, что чувствовали первые зрители фильма, смотря его на большом экране в далёком 1963 -ем году!
Помимо названных экшен — эпизодов, будет ещё прохождение сквозь рушащееся скалы, которые будет придерживать всплывший из моря Посейдон, а так же сражение с опасными монстрами — Гарпиями. И бой с Лернейской Гидрой — сторожащей Золотое Руно. Что то удалось постановщику трюков — лучше, что то — хуже, но даже так как есть — фильм производит положительное впечатление на зрителя. Тогда же он собрал неплохую кассу в мировом прокате, попав даже на советские экраны — где стал как и следовало ожидать безоговорочным хитом. Авторы умело воспользовались популярностью у широкой публики, так называемых «пеплумов» — исторических боевиков о жизни Древнего Рима или Греции — которые тогда выходили популяризуя недавно появившейся широкий экран. Хотя «Ясон и Аргонавты» сняты не на широкоформатную плёнку, эта сказка создана в лучших традициях зрелищного, декоративно — костюмированного кино тех лет. Классный эпический саундтрек композитора Бернарда Херрмана запомнится на долго, а операторская работа Уилки Купера не вызывает нареканий. Все сложно — постановочные сцены с использованием комбинированных трюков и кукольных моделей чудовищ — сняты бережно и захватывающе. Так, что думаю детская аудитория, не смотря на современный, насквозь обездушенный, компьютеризированный кинематограф — от подобных фильмов будет всегда в восторге. Ведь сказочного было куда больше в старых лентах, которые так любил и мастерски делал великий Рэй Харрихаузен — чем в современных, целиком «рисованных» блокбастерах!
« — Не стоит молить Богов о помощи — они ещё более жестокие чем люди!» (с) Сегодня этот снятый по мотивам легенд и мифов Древней Греции фильм — сказка — является классикой Голливуда, одним из старых блокбастеров, созданных благодаря комбинированной съёмки. Первым был основанный на арабских сказках из «1001 Ночи» — «Седьмое Путешествие Синдбада» (1957) — которым дебютировал в качестве ведущего постановщика кукольных спецэффектов, настоящий чародей и кудесник «Фабрики Грёз» до компьютерной эры кино — Рэй Харрихаузен. Зрителям не только в Амер