Как-то в начале 2018 года я искал информацию на определенную тематику и в ходе поиска натолкнулся на список фильмов, этой тематике посвященных. Посмотрев названия, я с интересом отметил фильм с неплохим актерским составом, который до этого я не видел — «Игры патриотов». Этот фильм я решил посмотреть, поддавшись ностальгии, навеянной воспоминаниями о ранних плодах сотрудничества Спилберга и Форда и заодно решив взглянуть на молодого Шон Бина.
Сюжеты «Игры патриотов» и «Жажды смерти»
Прежде чем сравнивать фильмы, вкратце изложу сюжет обоих. В «Играх патриотов» главный герой Джек Райен, которого играет Харисон Форд, срывает покушение кузена британской королевы и убивает брата Шона Миллера, главного антагониста, которого играет Шон Бин. За смерть брата Миллер решает отомстить Райену, с этого он и начинает, совершив побег из заключения. Дальше события разворачиваются вокруг их противостояния на фоне подготовки к очередному покушению на кузена королевы.
Центральным же событием в «Жажде смерти» является ограбление дома главного героя Пола Керси, которого играет Брюс Уилис, во время которого убивают его жену и тяжело ранят дочь. Неспособность полиции найти виновных толкает Пола взять правосудие в свои гражданские руки.
Герои, которые мне запомнились
Шон Бин оказался очень узнаваем, не только лицом, но и особенностями игры. Сцена, когда его героя выводили в здание суда, очень напомнила мне момент из «Властелина колец: братство кольца», когда Боромир на совещании у короля эльфов Элронда собирается начать говорить. Этот момент принятия героем Шона Бина решения довольно-таки характерен — как и общая решительность и готовность действовать. С ролью Шона Миллера актер справился на отлично. Один только крупный план, в начале допроса, не уступающий крупным планам из «Молчания ягнят», объясняет, почему глава ячейки О’Доннел настолько ценит Шона. Это взгляд дикого животного — зверя, живущего инстинктами, готового преследовать и безжалостно убивать добычу, что по ходу фильма Шон Миллер доказывает неоднократно, взять хотя бы момент перед нападением на кузена королевы и хладнокровный расстрел слабого члена стаи, ну и, конечно же, преследование катера. Ошибка О’Доннела заключалась в том, что он не знал поговорки «Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит».
О’Доннел тоже неплохо сыгран Патриком Берджиным — такая облегченная и упрощенная версия Карлоса Шакала из фильма «Двойник». Умелый организатор — чего стоит тренировочный лагерь и тот же поставщик оружия, что и у одной очень известной личности. Обладающий собственным видением достижения цели и достаточно безбашенный, для того что бы послать ИРА.
Сравнение
Сравнивать сюжеты фильмов смысла нет, но вот атмосферу, ценности и реалии двух эпох очень даже можно. Начнем с трагедии — покушения на семьи главных героев. В «Играх патриотов», во-первых все выжили, а в «Жажде» только дочь и та оказалась в коме. В «Играх» хорошие получают оружие только отобрав его у плохих, после чего, видимо, сдают на склад «Опасных вещей» и «Вещи для злодеев». В «Жажде» же получение ствола становится отправной точкой для «Творения добра». В «Играх» отношения между людьми более теплые: шутовское вручение медали, колоритное общение между англичанами и американцами, даже посидушки кузена королевы и Джека Райена. В «Жажде» же отношения более холодные и больше подчеркнут индивидуализм, особенно молодого поколения: снять расстрел людей для своего Твиттера или прикрываться во время перестрелки прохожими, как живым щитом.
О чем же говорят перечисленные различия? Во-первых, о том, что еще в 90х Герой — это однозначно белый рыцарь, кардинально отличающийся от злодеев тем, что оружие использует только когда на него нападают. Семья Героя неприкосновенна, и он при этом живет обычной жизнью и справедливости добивается методами, не нарушающими уголовный кодекс или что там у них в США, потому что в этом нет необходимости. И, конечно же, нет в нём этой маккиавеливской цели, оправдывающей средства, и нет в нём кастанедовского подчеркнутого индивидуализма.
В «Жажде смерти» отражен принцип «Убить чудовище, может только чудовище», добавлю от себя «… его же оружием». Стерта та грань между Белым рыцарем и злодеем, теперь положительному герою доступен весь арсенал злодеев: и пытки, и хладнокровная казнь, и безнаказанное нарушение закона — всё ради оправданной цели. Именно поэтому, кстати, антагонисты показаны настолько бесчеловечно, чтобы на их фоне положительный герой оставался положительным. Просто общий вектор развития событий сильно сдвинулся в преследование личных целей любыми способами.
7 из 10
Как-то в начале 2018 года я искал информацию на определенную тематику и в ходе поиска натолкнулся на список фильмов, этой тематике посвященных. Посмотрев названия, я с интересом отметил фильм с неплохим актерским составом, который до этого я не видел — «Игры патриотов». Этот фильм я решил посмотреть, поддавшись ностальгии, навеянной воспоминаниями о ранних плодах сотрудничества Спилберга и Форда и заодно решив взглянуть на молодого Шон Бина. Сюжеты «Игры патриотов» и «Жажды смерти» Прежде чем сравнивать фильмы, вкратце изложу сюжет обоих