Удивительное ощущение - наблюдать первые шаги тех, чья индивидуальная манера легла в основу общего языкакино. Следить за превращением частных высказываний в универсальные символы. Видеть живое действие, которое вскоре превратится в ритуал. Это короткометражные ленты классиков XX века, созданные в самом начале пути - в студенческие годы, по случайным заказам, в виде конкурсных работ. Большинство из них - это первые фильмы Новой волны.Любовь есть, Франция, 1961, 19 мин.Режиссер Морис Пиала.Социальный репортаж, снятый поэтической камерой в манере Алена Рене. В центре внимания - рабочий класс послевоенной Франции, обреченность, нищета, трагизм неравенства, городки картонных коробок на пустырях и массовая стройка, растущая из руин. Хроника Европы, живущей под грузом нелегкой победы.Песнь пластика, Франция, 1957, 14 мин. Режиссер Ален Рене. Оператор Саша Верни. Неспешный и чуть ироничный комментарий Раймона Кено под музыку Пьера Барбо - такова звуковая составляющая этой изящной неигровой ленты, рассказывающей о технологии производства пластика с вдохновением, достойным ренессансного художника. Образцовый пример новой индустриальной эстетики. Шарлотта и ее любовник,Франция, 1958, 12 мин. Режиссер Жан-Люк ГодарВ ролях: Жан-Поль Бельмондо, Анна Колетт, Жерар БленНа всем протяжении этой уморительной зарисовки с посвящением Жану Кокто самовлюбленный студент поэтической наружности объясняет своей девушке, почему она все же вернулась к нему после ссоры. Наконец, Шарлоте все же удается объяснить, что она всего лишь пришла забрать зубную щетку. Ход ладьей, Франция, 1957, 27 мин. ч/бРежиссер Жак Риветт, сценаристы Клод Шаброль и Шарль БитшВ ролях: Виржиния Витри, Анна Доа, Жан-Клод БриалиСовместная работа будущих мастеров кино, украшенная камео Годара и Трюффо. Вклад Шаброля - это интрига, в ходе которой неверная жена пытается скрыть от мужа роскошный подарок любовника, а все вместе ведут себя, как фигуры на шахматной доске. Риветт, напротив, усилил социальный смысл незамысловатой истории, подчеркнул мелочность и тщетность буржуазного мира, подзвученного музыкой Франсуа Куперена. История воды, Франция, 1958, 12 мин. ч/бРежиссеры и сценаристы Франсуа Трюффо и Жан-Люк ГодарВ ролях: Жан-Клод Бриали, Каролин ДимЖенский голос за кадром комментирует похождения своей обладательницы, в один прекрасный день вышедшей из дома и обнаружившей, что на Францию обрушилось наводнение. Женщина пытается добраться до Парижа, встречает по пути мужчину, между ними завязывается роман. Основная сюжетная линия эффектно смонтирована с аэросъемками затопленной местности. Лаборатория ужаса, Франция, 1971, 11 мин. Режиссер и сценарист Патрис ЛеконтВ ролях: Марианна ди Веттимо, Марсель Готлиб, Мишель СушМадемуазель Клара - единственная особа женского пола в коллективе химической лаборатории. Безнадежно влюбленный уборщик Антуан рад любой возможности продемонстрировать девушке свои чувства. Но она остается безучастной, пока расстроенный уборщик не разливает опасные реактивы... Переработались, Франция, 1957, 19 мин. ч/бРежиссер Жак Дониоль-ВалькрозСценарий Мишель Фремо, Франсуа ТрюффоВ ролях: Жан-Клод Бриали, Яна Барри, Жан-Пьер КассельМолодая парижанка живет с развязным и фривольным молодым человеком. Она чувствует, что такая жизнь ее утомляет. Кстати происходит встреча с тихим и незаметным, но верным и целеустремленным мужчиной, убеждающим ее изменить свою жизнь. Один день из жизни клоуна, Франция, 1946, 18 мин. ч/бРежиссер Жан-Пьер МельвилльМинималистское кино о "маленьких людях", регистрирующее будничную жизнь клоунесс Антонетты и Беби, выступающих в парижском цирке Медрано. Его название полемически отсылает к известной новелле Стефана Цвейга "24 часа из жизни женщины"