«- Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде славу: Русь — земля не пуста стоит!» (с)
В середине 50-ых появился широкий экран, и в кино стало модным ставить грандиозные полотна — эпосы. В которых показывалась жизнь древнего мира, а на фоне исторического материала — частные героико — романтические приключения. Подобный поджанр исторического кино стали именовать «пеплумом». Конечно, снималось подобное кино в основном на Западе — в Голливуде, где были необходимые средства для их создания. Не остался в стороне и Советский Союз, к тому моменту уже оправившийся как после разрушительной, лёгший в основном на его плечи Второй Мировой… Советским кинематографистам конечно тоже хотелось освоить новый формат, и государство щедрой рукой выделило огромные ресурсы на создание народного эпоса, основанного на старинных славянских сказах и былинах. Такой материал был просто подарком для именитого советского режиссёра — сказочника Александра Птушко. Который ранее уже ставил нечто подобное, когда экранизировал сказ Бажова — «Каменный Цветок». Контрастная игра характеров плохих и хороших персонажей, резкое деление всё на белое и чёрное — столь ясный и простой посыл произведения старых русских сказок и народных песен, под его руководством ожил на экране.
Киевская Русь, до христианской эпохи. На русскую землю совершает частые разбойничьи нападения орда Калина царя, чьи тугары — хуже татар. Множество народа русского в полон увели, сожгли деревня и хозяйства крестьянские. А князю в Киеве послание с требованием дани за 12 лет вперёд отправили. Трусливые бояре и жадные богатеи — купцы хотят откупиться от врага золотом, а тот чуя слабость народную — усиливает гнёт и разбои свои. Но появляется на Руси грозный богатырь Илья Муромец — до того 33 года сидевший в селе своём Карачарове — по причине врождённой инвалидности, но волшебную силою Встань — Травы, отвар из которой дали испить ему калики перехожие — воспрял духом и окреп силою великую богатырь русский. Приехав поступать на службу к князю киевскому — Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец по дороге сражает в бою бедствие народное — Соловья — Разбойника. С этим боевым трофеем и прибывает в столицу русскую, где поначалу ссорится с молодым богатырём — Алёшей Поповичем, но после мирит их старый богатырь Добрыня Никитич. Стой поры — стало на Руси три могущих защитника. Которых не будучи в силах одолеть в сражении, враги — тугары, вместе с продажными боярами — изменниками, решают извести клеветой и интригами — рассорив с князем киевским…
Смотря этот зрелищный широкоэкранный фильм в детстве, на тот момент ещё можно сказать, что почти что советском — не перегруженным западными блокбастерами и мультипликационными «диснеевскими» фильмами — наслаждался размахом съёмок, колоритной игрой занятых в постановке артистов и конечно же с интересом отмечал постановку всех этих кино — трюков, сражений и массовых сцен. Всё было снято комбинированным способом, либо в гигантских павильонах «Мосфильма» — с огромными, рисованными задниками, либо на натуре — на фоне больших, специально построенных декораций. По слухам, в картине участвовало невероятное количество массовки — более 100 тысяч человек. Конечно, учитывая колоссальные возможности Советского Союза — это не кажется преувеличением. Ведь часто на помощь киношникам, при съёмках батальных сцен приходила армия — солдат можно было собрать сколько душе угодно, платить им не надо, а сняться в кино — даже тысячным статистом — кто ж из военнослужащих откажется?! Так же было большое количество коней, ведь богатыри и тугарские войны имели не одних лишь пеших воинов — но и всадников. Здорово поставлены все массовые, масштабные сцены фильма. До сих пор поражает своим размахом нашествие тугар, которые по приказу Калина — царя двинулись огромным войском к стенам Киев — града.
Но помимо большого количества массовки, фильм примечателен и сложными, комбинированными съёмками. Даже использованием огромных, управляемых сложными механизмами кукол. Таким страшным и громадным, показан здесь Змей — Горыныч — большой летающий дракон с тремя головами, из пастей которых извергается сжигающее всё вокруг пламя. Бой с Горынычем — ключевое сражение в фильме, потому он снят технически сложно и для своего времени потрясающе. Но не одни только битвы делают эту сказку чем то большим, чем просто хорошее детское кино. По большому счёту смотреть «Илью Муромца» могут не только дети, но и взрослые. Кино не снято для какой то определённой аудитории — недаром в своё время лента стала большим событием в отечественном кино и чемпионом проката. Моя ныне покойная уже бабушка, работавшая в те годы билетёршей в кинотеатре, рассказывала о том, что месяцами эта картина не сходила с экрана — а народ продолжал валить на неё толпами!
Хочется отметить и посыл, что авторы вложили в картину. Приехавшего с вестями для князя Муромца — по злому навету бояр — Владимир велит отправить в подвал, где сидеть ему должно на хлебе и воде. А уходя от князя с обидою, говорит богатырь, что пить — пировать во дворце есть кому, а придёт беда — защитить город станет некому — ещё сам князь, в ножки поклонишься. Что спустя какое то время и происходит, когда тугарское войско подступает к стенам Киева. Но не помнит обиды своей Илья Муромец и все рассорившиеся с князем и друг с дружкою богатыри русские — по первому же зову о беде подступающей к земле родной — как один встают на её защиту. Можно провести аналогию и с недавними, на момент создания картины событиями в стране. Когда переживший страшные годы сталинских репрессий и чисток народ в лихую годину начала Великой Отечественной, вопреки ожиданию врага не переметнулся на его сторону — забыв былые обиды и разногласия — объединился, встав грудью на защиту своей Родины…
Великое русское кино, с великими артистами. Которых уже нет давно, но созданные ими образа — будут вечно жить на экране. Борис Андреев — возможно стар для Ильи Муромца, но не вижу никого, кто мог бы воплотить в кино столь былинный и могучий образ! Это же касается и Георгия Дёмина и Сергея Столярова — исполнивших роли Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Яркие, народные и живые образа создали Михаил Пуговкин несколько (мастер Разумей), Нинель Мышкова (Василиса) и Андрей Абрикосов (Владимир Красно — Солнышко). Гротескный образ злобного басурманского царя Калина у Шукура Бурханова. Величественный саундтрек и потрясающая своей красотой и некой «лубочностью» — операторская работа. Если вы не смотрели фильм, советую это сделать — ибо сейчас так уже не снимают!
«- Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде славу: Русь — земля не пуста стоит!» (с) В середине 50-ых появился широкий экран, и в кино стало модным ставить грандиозные полотна — эпосы. В которых показывалась жизнь древнего мира, а на фоне исторического материала — частные героико — романтические приключения. Подобный поджанр исторического кино стали именовать «пеплумом». Конечно, снималось подобное кино в основном на Западе — в Голливуде, где были необходимые средства для их создания. Не остался в стороне и Советский Союз, к тому