1976 год. На Каннском кинофестивале случилось событие беспрецедентное и экстраординарное. Виновником сумятицы оказался фильм «Империя чувств» из страны восходящего солнца, который не пропустили из-за диктата цензуры к основному конкурс, но показали на фестивале аж 13 раз (!), чего до этого не удостаивалась ни одна картина. Режиссером был 44-летний (прекрасный возраст для мужчины!) Нагиса Осима, на которого на родине подали в суд за сексуальную озабоченность и ориентированность на Запад. К счастью Нагиса выиграл тяжбы, продолжавшиеся 4 года.
Должно было пройти два года, чтобы «Империя чувств» все-таки была признана уже официально «первым великим эротическим фильмом» в истории кино. Случилось это с выходом другой картины Осимы «Империя страсти», которая стала своеобразным продолжением нашумевшей ленты. Критики уже не могли скрывать своей симпатии к шедеврам японца и отдали награду в категории «лучший режиссер».
Я не согласна с тем мнением, что Осима — это тот режиссер, который эксплуатирует национальный колорит, приправляя его эротическим антуражем с целью подкупа симпатии европейского общества, хотя да, каждый кадр высококачественно выполнен Осимой, мастером высочайшего класса эротической «графики», как китайско-японский лубок. Но колорит в картинах японца не более чем повседневность. Все намного сложнее, чем кажется.
Удивительно, что рыща по интернету в поисках информации об этом фильме, мне часто приходилось читать нелицеприятные комментарий с участием слов «порно», «не эстетично», «не реалистично». Люди настолько пропитались мыслью о том, что любовь — это нечто изнеженное, которое они, конечно, называют «высоким»/ «возвышенным», что пытаются отрицать человеческое естество и отношение мужчины и женщины как непрекращающееся зрелищное общение, вечное стремление дышать в унисон, слиться воедино посредством секса.
Любовь как добровольная смена социальных ролей хозяин-слуга, где высшим наслаждением становится стремление умереть от руки любовника, занимаясь с ним сексом и всецело до самого конца доверяя правильности его поступков — это тема, которой посвящен «самый эротический фильм». Куда может завести такая тотальность в чувствах? Правильно, к трагедии, которая и придает изыск отношениям мужчины и женщины, которая выводит из категории «вожделение»/ «порно»/ «секс» и возводит до определения «любовь на тонкой грани».
Итог: Замечательный, высококачественный эротический фильм с прекрасной игрой актеров и сложным замыслом. «Империя чувств» — это редкая картина, в которой «максимально откровенная часть интимной жизни человека превратилась в объект высокого творчества» и становится проверкой на ханжество.
Присутствуют: эрогуро, фаллоимитатор, скарфинг, вуайризм, гейши.
Отсутствуют: зоофилия, любовное настроение, секс по дружбе, феминистки.
1976 год. На Каннском кинофестивале случилось событие беспрецедентное и экстраординарное. Виновником сумятицы оказался фильм «Империя чувств» из страны восходящего солнца, который не пропустили из-за диктата цензуры к основному конкурс, но показали на фестивале аж 13 раз (!), чего до этого не удостаивалась ни одна картина. Режиссером был 44-летний (прекрасный возраст для мужчины!) Нагиса Осима, на которого на родине подали в суд за сексуальную озабоченность и ориентированность на Запад. К счастью Нагиса выиграл тяжбы, продолжавшиеся 4 года.