Очень и очень интересно сделанный фильм. Разумеется, я не видела живьём буффонады двадцатых годов, но, судя по литературным данным, как-то так они и должны были выглядеть. Стилизация получилась бесподобная! Мне, как поклоннице более классического театра, театра Станиславского, даже казалось местами, что гротеска здесь чуть-чуть перебрали, но готова признать, что это просто другой театральный язык. А художественными средствами хорошего богатого языка можно рассказать любую историю.
И этот фильм доказывает, что можно языком буффонады говорить о героическом. И оккупация Одессы во время Гражданской войны — идеальная тема для этого: двадцатые годы — это время буффонад Мейерхольда, Вахтангова и Маяковского, а Одесса — это город по природе своей предназначенный для буффонад, по крайней мере, в массовом сознании такой стереотип имеется. И одесский юмор, говор и фольклор идеально укладываются в общую стилистику фильма, не нарушая её ни единой фальшивой нотой. Но гармоничная итоговая картинка — это заслуга не только режиссёра, но и актёров: серьёзные, драматические артисты в других своих ролях, здесь они перевоплощаются в актёров площадного, ярмарочного балагана — и это у них получается великолепно. Настоящий актёр должен быть многоплановым!
И под конец приходит понимание, что этот площадной балаган здесь не только допустим, но и необходим. Он создаёт необходимую атмосферу бардака времён интервенции. Господа сионисты вперемешку с господами из Союза русского народа, банкирши вперемешку с публичными девками, иностранные офицеры вперемешку с бандитами — и посередь всего этого столпотворения мирный испуганный обыватель-аптекарь, 3 года не видевший анализа мочи. А потом внезапно из всего этого хаоса вырастает героическая тема. Она теплилась с самого начала фильма — лаконичным Мишелем Вороновым, но с момента ареста, со сцены в тюрьме она становится главенствующей. А потом, когда всё балаганное отребье отчаливает на перегруженной «Империи» от берегов Одессы, остаются только извечные лирика и свет шестидесятников. Остаётся Санька, совсем другая — повзрослевшая, похорошевшая, вовсе уже не комическая, а лиричная героиня. Остаются солдаты, шагающие в самое счастливое будущее. И у них, и у Саньки впереди целая жизнь. Нет, для того, чтобы увидеть в этом фильме что-то антисоветское, нужен был очень формальный и поверхностный взгляд! Это нормальный романтический рассказ о революции от нормального шестидесятника. А язык — это просто средство, стилистика — это просто средство, которым нужно уметь пользоваться, и всё.
8 из 10
Очень и очень интересно сделанный фильм. Разумеется, я не видела живьём буффонады двадцатых годов, но, судя по литературным данным, как-то так они и должны были выглядеть. Стилизация получилась бесподобная! Мне, как поклоннице более классического театра, театра Станиславского, даже казалось местами, что гротеска здесь чуть-чуть перебрали, но готова признать, что это просто другой театральный язык. А художественными средствами хорошего богатого языка можно рассказать любую историю. И этот фильм доказывает, что можно языком буффонады говорить