«Исчадье ада» представляет собой экранизацию повести революционера и террориста Бориса Савинкова «Конь бледный». Фильм снят в начале 1990-х годов, в период увлечения искусством дореволюционной тематикой, а точнее, её новой интерпретации. Тогда революционеры стали восприниматься как негативные герои, внимание обращали на отрицательные стороны их деятельности — достаточно вспомнить вышедший в том же 1991 году фильм Карена Шахназарова «Цареубийца».
Возможно, как экранизация «Исчадье ада» неплох — он пересказывает содержание повести Савинкова, которую вряд ли большинство зрителей могло читать. Но если с задачей пересказа сюжета фильм более-менее справляется и литературный первоисточник используется, то сами кинематографисты поработали плохо.
Книга, скажем, представляет собой дневник главного героя, его мысли. Здесь же, чтобы передать эти мысли, вводится «живая совесть» героя в обличье губернатора — он беседует с ним, задаёт вопросы, и герой отвечает. Это не самый плохой приём, но совершенно непонятно, почему революционер-террорист, так и не полюбивший губернатора, которого он должен убить, не раскаявшийся в своём поступке, стал бы разговаривать со своей совестью в таком воплощении.
Дневник также позволял показать, что действие происходит в течение полугода. В фильме ощущение времени теряется, и из-за этого финальное изменение морали героя смотрится очень быстрым: в одной сцене он обращается к партийному функционеру Андрею Петровичу с возмущением «как это вы нас хотите упразднить?», и уже через пять минут говорит в церкви «я не с вами». Он поменял своё отношение к террору слишком быстро, слишком резко, и фильм это не объясняет.
Название фильма вызвало недоумение. Савинков, придумав название «Конь бледный», отсылал к всаднику, «которому имя Смерть» из «Апокалипсиса». Здесь же библейская цитата не используется, и выходит просто грубая ругань; мол, весь террор и главный герой вместе с ним — это какое-то «исчадье ада». Для сравнения: Карен Шахназаров, сняв по мотивам Савинкова фильм «Всадник по имени Смерть», использовал и сам библейский образ в названии, и акцентировал внимание зрителя на теме смерти гораздо сильнее, чем режиссёр Василий Панин.
Если вы сравните «Всадника по имени Смерть» с «Исчадьем ада», то заметите, что Панин грубее и проще вписывал некоторые диалоги. Например, возмущение купца англичанами он зачем-то добавил в ситуацию в ресторане: купцу понадобилось встать, пройти через весь зал и приставать к вызвавшему его подозрения человеку. У Шахназарова (и, кстати, в книге тоже) эта ситуация происходит в театре, где купец невольно оказывается рядом с Жоржем — выглядит натуральнее.
Вывод. Если хотите увидеть экранизацию размышлений Савинкова о терроре, то посмотреть можно. Но как фильм «Исчадье ада» проходной, особенно если его сравнивать с продуманной картиной Шахназарова 2004 года — лучше смотреть «Всадник по имени Смерть».
5 из 10
«Исчадье ада» представляет собой экранизацию повести революционера и террориста Бориса Савинкова «Конь бледный». Фильм снят в начале 1990-х годов, в период увлечения искусством дореволюционной тематикой, а точнее, её новой интерпретации. Тогда революционеры стали восприниматься как негативные герои, внимание обращали на отрицательные стороны их деятельности — достаточно вспомнить вышедший в том же 1991 году фильм Карена Шахназарова «Цареубийца». Возможно, как экранизация «Исчадье ада» неплох — он пересказывает содержание повести Савинкова, к