Ленин говорил, что кино — лучшее из искусств, подразумевая под ним мощную пропагандистскую силу, воздействующую на умы людей. Значит, мультфильм — лучшее из искусств для детей, в которое можно вложить основные воспитательные идеи. Именно поэтому сестры Брумберг взялись за создание «Исполнения желаний», в котором простой и традиционный сюжет поднимает недетские проблемы и создает основу гражданской позиции и нравственности.
Эдуар де Лабулэ, автор сказки «Зербино-нелюдим», по мотивам которой была снята картина, отправляется при помощи фольклора назад в эпоху средневековья и разворачивает действие в итальянском городке. «Истину можно найти только в вымысле» — говорил он, и этот вымысел помогает ему воплотить больше идей. Это не сказочная прибаутка, а настоящий мысленный эксперимент, в котором он пытается объяснить и философскую тему счастья, и экономическую сущность удовлетворения потребностей. Даже затрагивает теорию появления государства, показывая необходимость последнего, когда под конец произведения отделяет модель человеческих взаимоотношений от надзора власти.
Подобно тому, как Джанни Родари высказал революционно-социалистические взгляды в «Чиполлино», здесь сбываются не желания дровосека, а мечты автора, соответствующие самым настоящим принципам только зарождавшегося социализма: рушатся запреты классового строя; личность больше не сдержана в определении и реализации своих желаний, избавляется от пут повседневности и просто делает свободный выбор, куда пойти и как поступить. Торжество нравственности, в котором лицемеры, прагматики, карьеристы остаются ни с чем, а «благородный дикарь» Зербино, которого словно и описывал в своих ранних повестях Шатобриан, получает от судьбы вознаграждение в виде встречи с феей, исполняющей желания. Автор стремится подвести своего скромного, несколько флегматичного героя к обретению мудрости, знанию обо всех ее формах, с помощью познания им форм блага. Несмотря на это, повествование не превращается в оправдание гедонизма и поиска его моральной ценности. «По щучьему веленью, по моему хотенью» желания Зербино действительно исполняются, и конечным в их списке является любовь. Видимо, Эдуар де Лабулэ видит счастье именно в ней, что, конечно же, является типичным выводом для девятнадцатого века
Сатира и иносказательность образов, поучительность сюжета и ясность авторского замысла прекрасно воплощаются в упрощенной «недиснеевской» советской мультипликации Валентины и Зинаиды Брумберг. В мультфильме уже чувствуются признаки той плакатности, к которой они вскоре прибегнут в «Больших надеждах» и в «Трех толстяках», но простота плоскостных, нарисованных вручную картин заставляет работать детское воображение, а черты героев проявляются еще ярче: жалкий король, который способен часами сидеть в позе роденовского «Мыслителя», размышляя над счастьем народа, но не реагирующего на ужасающий доклад о состоянии государства, его хитрый министр Мистигрис, которого заслуженно отправляют в космос (между прочим, первый чиновник на Луне), карикатурные принцы, слишком абстрагированные от реальности или слишком невежественные и т. д.
«Сказка — ложь, да в ней намек». Вот и история Зербино оказывается не такой простой, как могла показаться на первый взгляд. Однажды Евгений Замятин вывел простую формулу: «Дети — единственно смелые философы. И смелые философы — непременно дети». С помощью успешно выстроенной системы образов ребенок на подсознательном уровне учится мыслить определенными категориями, задавать вопросы, разрешать их вместе с Зербино, приходит к выводу, анализируя слова и поступки, что дает возможность открыть и проявить того самого смелого философа, о котором писал Замятин. И уже разогнавшись по этому философскому трамплину, юный зритель сможет смело идти дальше по жизни сквозь более сложные художественные произведения.
Ленин говорил, что кино — лучшее из искусств, подразумевая под ним мощную пропагандистскую силу, воздействующую на умы людей. Значит, мультфильм — лучшее из искусств для детей, в которое можно вложить основные воспитательные идеи. Именно поэтому сестры Брумберг взялись за создание «Исполнения желаний», в котором простой и традиционный сюжет поднимает недетские проблемы и создает основу гражданской позиции и нравственности. Эдуар де Лабулэ, автор сказки «Зербино-нелюдим», по мотивам которой была снята картина, отправляется при помощи фольклор