Советская народная кинокомедия "Иван Бровкин на целине", снятая режиссёром Иваном Лукинским по сценарию Георгия Мдивани, стала продолжением популярнейшего фильма "Солдат Иван Бровкин", вошедшего в золотой фонд отечественного комедийного кино. За почти шестидесятилетний срок проката оба эти фильма стали культовыми для нескольких поколений россиян и фразы из них давно разобраны на цитаты. В степях ОренбургаВозмужавший на армейской службе и выросший до звания сержанта, бывший непутёвый оболтус Иван Бровкин (Леонид Харитонов) разделяет порыв своих демобилизованных друзей участвовать в освоении диких целинных земель. Он собирается поехать в далёкие края, где пригодится его умение работать на тракторе, стать хорошим работником и построить счастливую жизнь на новом месте со своей любимой Любашей (Дая Смирнова). Но Любаша, как оказалось, уезжать из родных мест не хочет. Председатель колхоза Тимофей Кондратьич (Сергей Блинников) считает его решение предательством, а родная мать (Татьяна Пельтцер) и вовсе объявляет бойкот. Расстроенный тем, что его свадьба отложена на неопределённый срок и прощанием с родными местами, Иван недолго горюет в суровых оренбургских степях: у него просто нет на это времени. Работы впереди - непочатый край, а окружающие надеются на его мастерство и трудолюбие, дружескую поддержку и взаимовыручку. Кроме того, непростая трудовая жизнь не кажется слишком тягостной от доброй шутки, задушевной песни и забавных курьёзов и случайностей, возникающих постоянно в их жизни. Вот, например, за последовавшей примеру Ивана колхозной буфетчицей Полиной (Вера Орлова) явился жених Захар Силыч (Михаил Пуговкин), умеющий развлечь целинников своими неординарными взглядами на жизнь, да так и остался здесь на долгие годы: такие ловкачи нигде не пропадут! Потом, не выдержав разлуки с дорогим неразумным чадушком, приезжает мать и тоже не спешит возвращаться домой. Однажды к нему решиться приехать Любаша, надеется Иван, и ему становится веселее от этой мысли. А далёкая Любаша, и на самом деле, подумывает: не сбежать ли от своих чересчур заботливых родителей к Ивану... Притяжение старой историиКиноленту "Иван Бровкин на целине", как и многие старые "бытовые" советские фильмы, отличают особая непередаваемая атмосфера цельности и уюта, доброжелательной бесхитростной простоты, позитива, необъяснимой, но очень ощутимой правильности. От её незамысловатых мягких пейзажей и песен, игры актёрского состава и просто от композиционных принципов веет тем, что классик назвал "русским духом", близким и без усилий понятным каждому россиянину на уровне подсознания.
Все те добрые слова, котрые были сказаны про «Солдата Ивана Бровкина» можно точно так же отнести и к «Ивану Бровкину на целине». Доброе, родное, жизнеутверждающее кино. Да, можно скорчить презрительную гримасу и сказать. что слишком откровенно агитируют ехать на целину (ну, например, когда председатель проводит Захару экскурсию по дому Полины). Но тут же показывают, как отнюдь не с оркестрами провожают Ивана на целину в родной деревне, как не хотят отпускать родители свою дочку в далёкие и страшные Оренбургские степи. И честно говорится, что уезжают многие неудавшиеся целинники обратно, и тракторов не хватает, и одеты ребята как попало. Правда трудности эти решаются в фильме как по мановению волшебной палочки, но так и жанр у фильма соответствующий.
Это ведь не героическая историческая эпопея, а комедия! Но самое главное, что есть в этом фильме — это героика повседневности. Её очень хорошо озвучивает Полина: «Я бы тоже хотела сделать что-то героическое. Ну, для меня героическое…» Ну а что, разве это не подвиг — далеко не юной буфетчице поехать просто так, по зову сердца в какую-то тьмутаракань заведовать тамошней столовкой? И по сути правилен пафос такой героической преемственности поколений:ы завидуем поколению комсомольцев тридцатых годов, но и наши дети будут завидовать нам. Каждый человек имеет право быть героем.
В общем, добротная, жизнеутверждающая классика.
Все те добрые слова, котрые были сказаны про «Солдата Ивана Бровкина» можно точно так же отнести и к «Ивану Бровкину на целине». Доброе, родное, жизнеутверждающее кино. Да, можно скорчить презрительную гримасу и сказать. что слишком откровенно агитируют ехать на целину (ну, например, когда председатель проводит Захару экскурсию по дому Полины). Но тут же показывают, как отнюдь не с оркестрами провожают Ивана на целину в родной деревне, как не хотят отпускать родители свою дочку в далёкие и страшные Оренбургские степи. И честно говорит