Фильм-сказка "Иван да Марья" снят в 1974 году. Режиссёр картины Борис Рыцарев за свою карьеру зарекомендовал себя мастером сказочного жанра. После того, как он снял несколько не слишком удачных картин, в 1966 году, к нему, наконец, приходит широкая известность вместе с масштабной лентой "Волшебная лампа Аладдина". Успех подтолкнул режиссёра к тому, чтобы почти полностью переключить внимание на фильмы-сказки. Вслед за этим в фильмографии Бориса Рыцарева появились картины "На златом крыльце сидели...", "Принцесса на горошине", "Ученик лекаря" и другие великолепные волшебные сказки. Плебей и монархВ центре сюжета оказывается ссора сумасбродного царя Евстигнея Тринадцатого и бравого солдата Ивана. Поспорили они нешуточно о том, как лучше жить. Но, несмотря на все козни царя-самодура, солдат берёт верх, а Евстигней получает по заслугам. Вместе с простой деревенской девушкой Марьей солдат преодолевает множество препятствий на пути к счастью, которые чинят героям царь и нечисть во главе с Бабой-Ягой. На роли в картине было приглашено множество первоклассных актёров: И. Бортник, Т. Пискунова, И. Рыжов, В. Гафт, Л. Ахеджакова, М. Козаков и другие. Режиссёр, характеризуя жанр фильма "Иван да Марья", заявил, что это одновременно "сказка, и не сказка". О сказке здесь свидетельствует название, традиционные, знакомые всем с малых лет, персонажи Баба-Яга, Соловей-разбойник, Царь, Воевода... С другой стороны, эти лица и маски эти интерпретируются совершенно нетрадиционно, и в происходящем на экране явно прослеживается ирония. Например, когда царь приказал бросить солдата в башню, тому является местный призрак Тимоша. Как водится, призрак завывает, гримасничает, в общем, делает всё, чтобы напугать Ивана. Однако это не производит абсолютно никакого эффекта. Посетовав на то, что стареет, Тимоша присаживается рядом с Иваном и просит прикурить. Согласно задумке режиссёра, Тимоша бы создан в образе стареющего актёра, из года в год иполняющего один и тот же номер, который неинтересен ни ему, ни зрителям. Таким образом, привычные сказочные образы "заиграли" в фильме совершенно по-новому. Почти до донышкаРаботая над сценарием, А. Хмелик использовал поистине неисчерпаемые возможности русских сказок. Используя привычные сюжеты и знакомых персонажей, он сумел создать самостоятельную и актуальную для современности историю.