Люблю этот фильм. За что, казалось бы, любить фильм про Джека Потрошителя, это чудовище в облике человека? Действительно шокирующая и отвратительная история, не правда ли? Если учесть, что это не вымысел очередного сценариста-«юмориста», а реально происходившие события. Фильм любить есть за что, и сейчас я вам это докажу.
Мрачная атмосфера грязных и опасных лондонских трущоб. Хмурое небо, а чаще беспросветная ночь, отблеск тусклого фонаря в лужах, узкие и темные мощеные улицы, на которых может происходить самое страшное и грязное, что только можно представить. Унылые грязные жители, жалкие, до смерти перепуганные проститутки, у которых нет возможности оставить смертельно опасное и не прибыльное ремесло, отвратительная и безжалостная шайка бандитов, и все новые и новые убийства, шокирующие своей жестокостью. И никакого света в конце тоннеля. Мрачная и безысходная атмосфера фильма создана просто гениально, она создает необходимое нагнетание и напряжение, когда натянут просто каждый нерв.
Есть лишь два тоненьких лучика света и надежды посреди этого мрака и ужаса. Первый — это Мэри Келли, проститутка, выбивающаяся из ряда коллег умом, великодушием, красотой и чувством собственного достоинства. Второй — это инспектор Фред Эбберлайн, человек, сделавший своим долгом расследование этого ужасного дела, перевидавший слишком много грязных и страшных преступлений, находящий забвение лишь под опиумом. Его уже практически невозможно шокировать или удивить, но он не утратил способность чувствовать и даже любить. Эбберлайн, а вовсе не Джек Потрошитель, главный герой этого фильма, и ему я, возможно, и посвящу большую часть рецензии.
Фред Эбберлайн, невозмутимый, решительный внешне, но в душе утративший надежду на счастье, печальный и разочарованный. Он сделал работу смыслом своей жизни, а отдых и забвение ему дают лишь наркотики. Но на самом деле не дают, потому что от них у него бывают ужасающие видения, связанные с расследованиями, которые он ведет. В работе ему это помогает, коллеги считают его провидцем, но покой ему из-за них неведом. Этот герой как никакой другой далек от счастья, а ведь когда-то и у него оно было. А теперь ему не осталось ничего, кроме непрерывного кошмара и беспросветности. Невозможно не проникнуться сочувствием к нему. И вот теперь у него появляется смутная надежда, что любовь и счастье еще возможны, а потому он должен сделать все для спасения любимой. Он видел слишком много темных сторон жизни, способен ли он еще на счастье, на веру в лучшее?
Не будем долго останавливаться на персонаже и перейдем к актеру, подарившему нам этот образ. Почему-то Джонни Деппа много ругают за эту роль. Я в корне не соглашусь с распространенным мнением, что тут он не доиграл. Его персонаж раскрыт настолько убедительно, эмоционально и ярко, насколько это предполагает в целом характер персонажа. При данной концепции персонажа актер вложил в него все что мог, он играет достаточно обычного человека, а не яркую неординарную личность, какими богата его фильмография. Можно было бы сделать это лучше? Сомневаюсь. Здесь мы сталкиваемся с серьезной, но сдержаной игрой, которая данному актеру также присуща в ряде работ, пусть и не все об этом знают. И с моей точки зрения получилось как нельзя лучше. Получился именно тот персонаж, который как нельзя более уместен в данном фильме. Трагичный, вызывающий симпатию и сочувствие, и одновременно восхищение, сдержанный, не слишком яркий или необычный, но смелый, решительный, умный, способный пойти до конца для достижения цели, настоящий борец за справедливость. И, что важно, способный зацепить зрителя, задеть струны его души своей историей. Джонни удалось внести свет в угнетающую в остальном атмосферу фильма, придать ему романтизм своей великолепной игрой, а также своей исключительной природной красотой, которая в этом фильме, в прочих отношениях на красоту небогатом, сработала как надо, исключительно эффектно и впечатляюще. Да, накала страстей и эмоций он не внес, зато одним своим присутствием внес недостающую красоту в визуальный стиль, а игрой придал особые глубину и драматизм. Замечу, что внешность без игры не работает, не впечатляет на экране, даже в его случае (как доказательство — любой его фильм до «Плаксы»). Именно благодаря его стараниям этот фильм так глубоко пробирает.
Немного о прочих актерах. Хезер Грем в роли Мэри Келли оставляет глубокое и исключительно положительное впечатление. Проститутка, достойная быть герцогиней, или просто респектабельной женой и матерью. Тоже очень яркий и цепляющий персонаж. Иен Холм тоже очень впечатляет своим исключительно сложным персонажем, которого он воплотил гениально. Забавный напарник Эбберлайна — Робби Колтрейн вносит в сюжет легкую юмористическую нотку. Прочие актеры тоже сделали своих персонажей живыми, убедительными и характерными. Чем хорош этот фильм помимо атмосферы, так это исключительным качеством актерской игры и характерностью даже второстепенных и эпизодических образов.
Фильм в целом мрачный и нагнетающий, но не монотонный, «живой». Юмор в нем все же есть, и он представлен в едва уловимых пропорциях, чтобы не сбивать общего настроя. В основном он связан с героем Колтрейна, и меня лично очень смешит сцена в морге, когда при виде трупа жертвы инспекторы сохраняют невозмутимость, тогда как патологоанатомов тошнит. «Это же ваша работа, мальчики, пора бы уже привыкнуть.» Есть в фильме еще пара моментов, способных вызвать легкую улыбку.
Сюжет — отличный, держащий в напряжении, динамичный детективный сюжет. Развязка, конечно немного бредовая, она на совести фантазии авторов.
Отвратительные моменты. Не ждите тут кадров расчлененки и прочих «вкусностей», здесь все показано общими планами, мельком и без подробностей, эффект фильма ужасов создается общей атмосферой, а не шокирующими деталями.
Финал. Он неожиданный. Говорят, фильм сняли с двумя финалами. Я старательно искала другой финал, отличный от виденного мной, но неизменно натыкалась на существующий. Так или иначе, финал очень сильный и впечатляющий, и в данной истории я принимаю его таким.
Время подводить итоги. Так за что же можно любить фильм: это во первых отличный триллер, отличный детектив, просто необычайно качественно сделанный и интересный фильм с уникальной атмосферой. Во вторых — уважаемые поклонники Джонни Деппа, мы-то с вами знаем, за что. В 10-ку лучших фильмов нашего гения эту работу, возможно, включать не стоит, но в 15 лучших она точно войдет. В третьих — этот фильм действительно оставляет очень сильное впечатление, и не ожидаемого омерзения, а светлой грусти, что присуще только лучшим фильмам.
9 из 10
Люблю этот фильм. За что, казалось бы, любить фильм про Джека Потрошителя, это чудовище в облике человека? Действительно шокирующая и отвратительная история, не правда ли? Если учесть, что это не вымысел очередного сценариста-«юмориста», а реально происходившие события. Фильм любить есть за что, и сейчас я вам это докажу. Мрачная атмосфера грязных и опасных лондонских трущоб. Хмурое небо, а чаще беспросветная ночь, отблеск тусклого фонаря в лужах, узкие и темные мощеные улицы, на которых может происходить самое страшное и грязное, что только