«К востоку от рая» — этот фильм был создан для того, чтобы его полюбили зрители. Неувядающая актуальность этой семейной драмы, которая проносится сквозь века, была понята и принята и зрителям того времени, и зрителями современности, а флёр растиражированной личности-загадки Джеймса Дина, притягивает лишнюю аудиторию к своим фильмам, поднимая их на ступень классики, хотя и весьма справедливо.
Герой Джеймса Дина — Кэл Траск, так любимый всеми типаж, ведь добро и зло сочетаются в нем в равных пропорциях, а борьба двух противоположностей будет нестись главной темой в развитии его героя весь фильм, окутанная различными внешними событиями и предпосылками к дальнейшим действиям. Он привык быть нелюбим. Он взлелеял в себе собственную ненужность миру, ведь больше всего он не нужен своему собственному отцу. Более того, у него нет видимых причин упрекать своего отца, ведь отец олицетворяет собой сущую добродетель, образец, картинку. Кэл непримиримо очарователен; его тонкая натура, которую он охарактеризовывает штампом «плохой» с долей отчаянной усмешки на губах, на самом деле отражение тех бесполезных попыток стать для отца хотя бы вровень по важности со своим братом. В какой-то степени он по-ребячески неуклюж, застенчив, а его манеры, особенно в начале фильма, угловаты и нескладны, но в то же время в некоторые моменты он потрясающе уверен в себе, если не сказать, что нагл. По сути, его личность — не однобокое врожденное зло, пусть и было для этого много предпосылок, а следствие, приобретенный характер под воздействием ярких факторов, конечно же, чувство отчужденности от своего отца, в первую очередь.
Его рост идет на протяжении всего фильма, достигает апогея, но под конец фильма обрушивается обыкновением: он тихо-тихо превращается в такого же, как все. Он не остается феноменом, чем-то удивительным, чем казался до этого, но в этом и проявляется даже скрытая сила этого фильма — в реалистичности, в тонкой психологии человеческого поведения.
Этот фильм неоднозначен. Как и неоднозначна моя оценка ему. Высший уровень актерской игры не только Джеймса Дина, но и Джули Харрис и Рэймонда Мэсси, а также Бёрла Айвза, Ричарда Давалоса и Джо Ван Флита, которые хорошо, пусть и не всегда блестяще вписались в общую картину фильма, редко, но все же выделяясь моментами-жемчужинами актерской игры. Съемки и их способ обычны, консервативны, присущи Америке того времени.
Но все же это однозначная классика цветного кино. Для желающих хорошего и качественного, сильного и прочувствованного, но не душераздирающего и сложного к просмотру для неподготовленных, как кое-что из черно-белого или немного кино, к примеру.
8 из 10
«К востоку от рая» — этот фильм был создан для того, чтобы его полюбили зрители. Неувядающая актуальность этой семейной драмы, которая проносится сквозь века, была понята и принята и зрителям того времени, и зрителями современности, а флёр растиражированной личности-загадки Джеймса Дина, притягивает лишнюю аудиторию к своим фильмам, поднимая их на ступень классики, хотя и весьма справедливо. Герой Джеймса Дина — Кэл Траск, так любимый всеми типаж, ведь добро и зло сочетаются в нем в равных пропорциях, а борьба двух противоположностей будет н