« — Что евреям «чёрная пятница», когда они почитают субботу!» (с)
Вторая режиссёрская работа знаменитого сербского постановщика Эмира Кустурицы «Кафе Титаник» — была так же как и первая снята для сараевского телевидения. Но несмотря на ограниченный зрительский контингент, эту скромную и малобюджетную ленту заметили профессиональные критики. Картина участвовала в фестивале телевизионного кино в Портороже, где была удостоена главной награды. Замысел о создании этой киноленты у Кустурицы возник после прочтения одноимённого рассказа сербского писателя Иво Андрича — знаменитого присуждением ему Нобелевской премии. На основе этого произведения, Жаном Бераном и самим Кустурицей был написан сценарий, который лаконично и просто пересказывал этот простой, но в то же время грустный сюжет. Оператором картины выступил в последствии не раз сотрудничавший с режиссёром Вилко Филач — умеющий и на скупом материале творить чудеса. Бюджетная ограниченность постановки конечно же чувствуется буквально во всём: от игры неизвестных артистов, отсутствия массовки, предметов интерьера минувшей эпохи, автомобилей и прочего — до низкого качества киноплёнки, на которую снималась картина. Хорошо понятно, что снимая этот же сюжет позже, Эмир Кустурица привнёс бы в картину больше свойственного ему сербского колорита: появились бы собаки, кошки и гуси на улицах Сараево, в кафе «Титаник» заиграл бы небольшой но яркий оркестр — который своими мелодиями хоть ненадолго, но разогнал бы царившую в повествовании тоску. Всё таки сам режиссёр не раз говорил о том, что в нашей жизни и без того слишком много грязи и боль, что бы это ещё тащить на экран. Видно, что снимал вчерашний студент киношколы, который наконец то дорвался до работы, не нащупав свой индивидуальный стиль — лишь делает первые ходы в профессии. Но от этого «Буфет Титаник» ещё более ценен!
В картине рассказывается о довоенной жизни в любимом автором городе Сараево. Несмотря на то, что основному действию отводится период в несколько месяцев после прихода нацистов к власти в Югославии — бегло повествуется биография двух главных героев сюжета. Один из них — молодой паренёк по имени Степан — выросший в нищей семье рабочего — пьяницы. Следуя завету родича он начинал обучаться в гимназии, но после его смерти мать не смогла оплачивать образование сына и тому пришлось прекратить обучение. Поскольку мать не могла содержать семью, парню пришлось идти трудится на ремесленном поприще. Став подмастерьем мелкого фабриканта, Степан начал понимать, что его мечтам о безбедной жизни никогда не суждено воплотиться. Не желая больше работать на хозяина, молодой человек захотел уехать из городка в котором провёл всю жизнь. Но денег у него на путешествие не было, поэтому однажды герой попытался ограбить хозяина. Но был уличён и с позором изгнан с работы. Этот досадный эпизод испортил репутацию Степана и навсегда отворотил от него соседей и знакомых. Собрав все свои жалкие сбережения, молодой человек уезжает в странствие по стране. Спустя несколько лет он женится на состоятельной старой деве, взяв солидное приданное и решает вернуться домой. Мать его к тому времени уже померла, и возвратившись он остался один — поскольку супруга вслед за мужем в Сараево ехать отказалась. В родном городе Степан на свои деньги открыл небольшое фотоателье, решив к жене не возвращаться проводя свободные вечера в компании молодых проституток…
Параллельно с его историей, рассказывается история жизни никудышного и жалкого человека — Менто. Это еврей доживший лет до пятидесяти, но так же не наживший ни богатства ни доброго имени. Его народ — сараевские евреи считают Менто непутёвым, поскольку тот ни разу не посетил синагогу и вообще ведёт беспутную жизнь старого холостяка и содержателя питейного заведения, где частенько собирается разный сброд, что бы поиграть в карты и как следует надраться дешёвой выпивкой. В мире начинается Вторая Мировая, Европа в огне — а Менто хоть бы хны. Он не верит, что его жизнь может измениться — всё всегда идёт по старому — бывалому. На все предостережения и боязливые шушуканья посетителей, толкующих о приходе Гитлера — отвечает, что у Гитлера свои дела и заботы а у него — Менто свои… Но вот фашистская Германия нападает на Советский Союз и покоряет Югославию. Немецкая армия входит в город, развернувшаяся пропаганда вербует в ряды усташей добровольцев. Одним из них становится разочаровавшийся добиться признания и успеха Степан. Менто тем временем обязывают носить повязку со звездой — позволяющую легко распознать в нём еврея. Его заведение несёт убытки, так как многие посетители опасаются показываться в кафе у еврея. Вскоре «Титаник» совсем закрывается… Судьбе было угодно свести этих двух неудачников вместе, и в один из дней это происходит. Солдаты разбирают списки сараевских евреев, распределяя кому кого из них можно будет грабить. Степану достаётся безденежный и вконец запуганный всем происходящим в городе Менто. Однажды вечером вооружённый Степан является в «Титаник», стуча в заколоченные окна — требуя хозяина впустить его для досмотра. Но вся трагедия в том, что у того нечего нет и при всём желании избежать нацистской пули — жалкий трактирщик не может нечего предложить своему отчаявшемуся, даже в рядах однополчан сносящему насмешки — везде и всюду лишнему Степану…
Очень трогательная и гнетущая своей безысходностью картина, которая могла бы иметь в себе хотя бы толику надежды, снимай её не начинающий, а уже состоявшийся Кустурица… Не делая нравоучений и не деля героев на «хороших» и «плохих» — режиссёр просто пытается показать, как несчастные люди, отчасти сами повинные в собственном несчастье — пытаются разными путями приспособится к приходящему в стране режиму. Оба героя похожи, оба они живут в одной стране в одном городе, оба спят с одной и той же женщиной. Но только один не может пойти на службу к фашистам — а другой этот шанс использует. Что было бы, не будь в то время войны и гитлеровского режима? Встретились бы Степан и Менто? Возможно — молодой фотограф однажды зашёл бы в его «Титаник», что бы с горя осушить пару стаканчиков раке. А охмелев разговорился бы и пожаловавшись на жизнь — просто вышел бы на улицу…
« — Что евреям «чёрная пятница», когда они почитают субботу!» (с) Вторая режиссёрская работа знаменитого сербского постановщика Эмира Кустурицы «Кафе Титаник» — была так же как и первая снята для сараевского телевидения. Но несмотря на ограниченный зрительский контингент, эту скромную и малобюджетную ленту заметили профессиональные критики. Картина участвовала в фестивале телевизионного кино в Портороже, где была удостоена главной награды. Замысел о создании этой киноленты у Кустурицы возник после прочтения одноимённого рассказа сербского п