Николя Ванье режиссер, писатель, путешественник и искатель приключений. Он, например, побывал в Северо-Восточной Сибири, чтобы снять фильм об эвенках, кочующих со стадами оленей. Недавно до России добрались его фильмы из цикла «Белль и Себастьян». «Как прогулять школу с пользой» его относительно новая (2016 года) работа, посвященная природе и проблемам взросления. В оригинале она называется «Школа жизни» (L`ecole buissonniere). Но наши переводчики сочли это название чересчур претенциозным и придумали игривое и по их мнению более завлекательное «Как прогулять» оную школу. Как обычно они попали пальцем в небо, потому что мальчик Поль никогда не прогуливал школу, и речь здесь совсем не о той школе, которую можно прогулять (с пользой или без).
Мальчик Поль (Жан Скандел) вырос в сиротском приюте. Его мама умерла, а папа погиб в 1-ю мировую войну (действие происходит в 1927 году). Но правительство Франции решило, что таких детей надо отдавать в семьи. И его почти насильно отправили в семью Селестины и Бореля (Валери Карсенти и Эрик Элмоснино соответственно), которые каким-то образом связаны с его покойными родителями. Селестина и Борель живут в Солони и работают в поместье графа Де Френе (Франсуа Берлеан). Поначалу ему никто не рад. Он сводит дружбу с местным браконьером Татошем (Франсуа Клюзе). И со временем ему предстоит узнать тайну своего происхождения.
Приют был для Поля как тюрьма. Попав в Солонь он словно оказался в сказочной стране, где в лесу гуляет ее сказочный король — старый олень с короной из огромных рогов с 18 отростками. Солонь это заповедные места в северном течении Луары. Это сохранившаяся дикая природа, леса, озера и болота, для осушения которых были прорыты каналы еще во времена Наполеона. Сейчас на ее территории устроили заповедники, а в 20-х годах прошлого века Солонь славилась своими охотничьими угодьями. Старинное поместье графа как раз находится в центре такого леса. Старый граф поклонник традиционной охоты с лошадьми, сворой собак и красочными костюмами. Борель работает у него егерем, добывает дичь к столу, организует охоту, ловит браконьеров. Но настоящим знатоком леса является Тотош. Для городского мальчишки он как сказочный волшебник, лесовик, плоть от плоти этого леса. Тотош становится проводником и учителем для тянущегося к природе обделенного родительской лаской ребенка. Он преподает Полю, наверное самые важные уроки жизни.
Фильм невероятно, сказочно красив. Таким съемкам дикой природы могли бы позавидовать BBC и National Geographic. В этот сказочный лес с его сказочными обитателями невозможно не влюбиться. Но было бы неправильно думать, что фильм учит только любви к природе. Природа здесь не противопоставляется человеческому миру, хотя, казалось бы охота и любовь к животным вещи несовместимые. Забудьте про диснеевский примитивизм: любить зверушек, не значит сюсюкаться с ними. Жизнь сложнее и жестче. Это предстоит понять Полю, привыкшему жить по тюремным законом приюта. Мир человеческих отношений для него слишком непонятный. Взрослые все время врут и ему, и друг другу. Хуже того, они и его заставляют врать. Так что жизнь и тут преподает ему важный урок. И он далек от по-диснеевски примитивного «врать плохо». Иногда правда бьет больнее. Как по-вашему нужно ответить на вопрос ребенка, что лежит в его тарелке? «Купила что-то в супермаркете», или «это твой утренний дружок Жано»? Здесь много таких недетских моментов. И да, взрослые зачастую врут не потому, что хотят скрыть правду, известную всем.
Фильм не стоит смотреть убежденным вегетарианцам и экстремальным природозащитникам, считающим что всех людей, обижающих милых пушистых зверушек надо… (далее в зависимости от степени экстремизма). Животных здесь не только едят, их убивают прямо в кадре. Здесь великолепные сцены охоты, здесь хвастаются охотничьими трофеями, неважно, головы это оленей или тушки зайцев и уток. Неудивительно, что наше Министерство Культуры до последнего пыталось отстоять взрослый рейтинг 16+, памятуя о том, какую бучу способны поднять наши так называемые «правозащитники». При желании фильм можно обвинить в чем угодно, и в пропаганде жестокости, и в пропаганде детского алкоголизма, и в пропаганде детской порнографии (в одной сцене Поля учат целоваться по-взрослому, в другой наливают стопку самогона, настоянного на яде гадюки). И все же это семейное кино, которое стоит смотреть родителям и детям вместе, хотя бы для того, чтобы понять, что жизнь учит не только детей, но и взрослых, и даже стариков. И зачастую это не те уроки, которых мы ожидаем. А неумение учиться — это беда. Но, возможно, поправимая.
Наверное, не надо показывать фильм самым маленьким, изнеженным городской жизнью детишкам, не знающим откуда берется мясо в котлетах. Да и подросткам, привыкшим к стрелялкам-догонялкам-перепихалкам, будет скучно. Это детский фильм, который будет интересен взрослым, возможно в большей степени, чем детям. И все же это сказка, несмотря на весь его реализм. Особенно это заметно в финальной сцене всеобщего братания всех со всеми: богатых и бедных, аристократов и бродяг, даже семейство кабанов, кажется, примыкает к этому братству, как символ единения животного мира и мира людей. Старомодный, почти демонстративно несовременный, не по-детски взрослый детский фильм, лишенный категоричной назидательности в духе что такое хорошо, и что такое плохо.
8 из 10
Николя Ванье режиссер, писатель, путешественник и искатель приключений. Он, например, побывал в Северо-Восточной Сибири, чтобы снять фильм об эвенках, кочующих со стадами оленей. Недавно до России добрались его фильмы из цикла «Белль и Себастьян». «Как прогулять школу с пользой» его относительно новая (2016 года) работа, посвященная природе и проблемам взросления. В оригинале она называется «Школа жизни» (L`ecole buissonniere). Но наши переводчики сочли это название чересчур претенциозным и придумали игривое и по их мнению более завлекательное