Что такое культура?
Документальный фильм «Канолетто и искусство Венеции» вышел в прокат в то время, когда российское телевидение праздновало 20-ти летний юбилей телеканала Культура, общество обсуждало легитимность докторской диссертации очередного министра культуры и жарилось под прицелом бывшего прокурора, развязавшего уничижительную компанию против художественного фильма, который никто не видел. Нет, демократия все же победила, и общество смогло увидеть этот роковой фильм, который оказался не «Доктором Живаго», а обычным водевилем, красивым, дорогим, предельно театрализованным, то есть в наименьшей степени отражающим гнусность и жуть реальной жизни.
Увы! В очередной раз приходится констатировать, что искусство приказало долго жить под гнетом бабок и политической коньюнктуры. А когда-то у нас был Эрмитаж, Русский музей и Третьяковка…
О чем это я? О фильме под названием «Канолетто и искусство Венеции». Он вроде как вышел в прокат… Хм! А кто его смотреть-то будет?
Когда-то очень давно в Великобритании жил король по имени Георг 3. Какое отношение он имеет к культуре? Он закупил обширную коллекцию венецианских живописцев, вывез ее в Великобританию и укомплектовал ей Королевскую галерею. Без проверки докторских диссертаций художников. В смысле его не интересовало, защитил ли Канолетто докторскую диссертацию по искусству.
Вообще-то, Джованни Антонио Каналь (1697—1768), известный по кличке Канолетто, в свое время обвинялся в подтасовке своих художественных произведений. Его обвиняли в использовании Камеры Обскура, своего рода фотокамеры 17-го века. Уж слишком хорошо и подробно он писал свои виды Венеции.
Но это было в 17-м веке. А ныне некий Британский фонд решил, что выставка в Королевской Галерее должна быть увидена самыми широкими массами людей, без относительно того, смогут ли они приехать по туристической визе в Великобританию, или у них на это не хватит денег. Это называется «Выставка на экране», документальный фильм, подробно исследующий не только творчество Канолетто и венецианских художников его времени, но и деятельность некого консула (17-й век, не забывайте), который и обеспечил покупку Георгом 3-м этой коллекции. Его имя Джозеф Смит, он осуществлял дипломатическую миссию, а в свободное время приторговывал художественными ценностями. Что предполагает определенный багаж знаний в области культуры. В смысле, на должность консула в георгианской Великобритании назначались весьма знающие и образованные люди, что обеспечивало Великобританию статусом самой культурной страны. Без проверки диссертации Джозефа Смитта.
Это реально интересно. Едва ли в России можно будет увидеть что-то подобное, даже несмотря на то, что что у нас есть Эрмитаж, и т. д. Это не просто показ картин, пылящихся в запасниках, и иногда выставляемых в залах дорогостоящей галереи. Это настоящее исследование, сравнение, документальные съемка (некоторые виды с полотен Каналетто сохранены в реальном городе Венеция, пусть его жители и взбунтовались против наплыва туристов). Это детективные страсти, без детектива, историческое расследование, ибо Канолетто помимо фотографичности своих картин отражал быт, нравы и религиозные устремления своих современников, а также то, что ныне принято называть модными тенденциями современности.
Если хотите посмотреть, что нарисовал (правильнее говорить написал) Канолетто, можете просто погуглить его имя. Большинство кадров будут из Королевской Галереи Букингемского дворца. Фильм «Канолетто и искусство Венеции» — это нечто неуловимо большее, чем гугл-картинки. Это искусство.
Что такое культура? Документальный фильм «Канолетто и искусство Венеции» вышел в прокат в то время, когда российское телевидение праздновало 20-ти летний юбилей телеканала Культура, общество обсуждало легитимность докторской диссертации очередного министра культуры и жарилось под прицелом бывшего прокурора, развязавшего уничижительную компанию против художественного фильма, который никто не видел. Нет, демократия все же победила, и общество смогло увидеть этот роковой фильм, который оказался не «Доктором Живаго», а обычным водевилем, красивы