«-Героями являются те, кто, не считаясь с риском и не заботясь о собственных интересах, совершают подвиги, к которым их нечто не обязывает.» (с)
Являясь любителем приключенческих фильмов и литературы, я по какой то до сих пор неведанной мне причине в детские годы прошёл мимо сочинений Рафаэля Сабатини. И лишь относительно недавно смог ознакомится с экранизациями его самого известного произведения — романа о морских приключениях отважного английского врача семнадцатого века, волею случая ставшего капитаном благородных пиратов. Сперва я посмотрел советско-французский двухсерийный ТВ фильм 1991 -ого, с Ивом Ламбрештом в главной роли. А уже после классический чёрно-белый фильм Золотой Эры Голливуда с неподражаемым Эрролом Флином, речь о котором и пойдёт в данной рецензии.
Снятый в 1935 — ом году, этот замечательный историко-приключенческий фильм, за прошедшие 80 лет не растерял своего обаяния и какого — то лихого пиратского задора полного духа морских странствий и настоящей отваги! Прошедшие годы лишь одарили постановку Майкла Кёртица каким то ретро — шармом, свойственным только проверенным временем картинам. Чёрно-белая, немного «трещащая» плёнка, старая английская речь актёров, своеобразный ритм развития сюжета и несколько устаревшая, немного манерная игра исполнителей. Всё вместе дарит невероятное наслаждение во время просмотра фильма, оставляя приятное послевкусие. Таких эмоций нельзя получить от современных картин, поэтому старые фильмы до сих пор популярны и любимы зрителем.
Голливудская экшен — звезда 30 — 40-ых Эррол Флинн до выхода этого фильма был фактически некому неизвестным актёром из Австралии. Студия «Уорнер Бразерс» планировала привлечь на главную роль в своём проекте популярного в те годы Роберта Доната — сильно смахивающего на «короля экрана» Кларка Гейбла. Но случай помог заполучить эту роль красавцу Флинну, который не упустил свой звёздный шанс и сделал себе на «Капитане Бладе» имя, а так же предопределил своё амплуа. Отныне он играл ведущие роли в историко — приключенческих фильмах, так называемого жанра «плаща и шпаги», став по сути достойным приемником суперзвезды немого кинематографа — Дугласа Фэрбенкса, также ставшего в своё время популярным благодаря ролям в экшен — картинах о приключениях отважных героев. Несколько позже Флинн даже сыграет Робин Гуда, легендарного персонажа которого в прошлом мастерски воплотил на экране его предшественник. В роли же Питера Блада он просто как влитой, и смотря сейчас ленту, как не избито бы прозвучала сея фраза, но тем не менее это так — трудно на его месте представить другого актёра. Настолько удачно молодой Эррол Флинн вписался в антураж, стилистику и ритм картины. Вероятно, что такая яркая роль сделала бы звездой любого её исполнителя. Возможно, но успех роли в частности, и всего фильма в целом не в меньшей степени зависит и от того кто играет, от выбора актёра на главную роль. А молодой Эррол Флинн был словно рождён для этой роли!
Как уже сказано, не будучи знаком с литературным первоисточником, но зная пересказ классического сюжета по советскому мини-сериалу, могу предположить, что сценарист Кэйси Робинсон бережно подошёл к адаптации романа Рафаэля Сабатини. Ибо за значительно менее короткий лимит времени смог довольно подробно рассказать историю превращения мирного врачевателя в отважного морского волка, впоследствии ставшего губернатором. Не забыты и второстепенные персонажи. Так команда Блада состоит из запоминающихся и колоритных личностей, и практически всем своим дружеским пафосом, а так же мужским юмором лента обязана этой «шайке пиратов». Вообще, в плане подбора актёров, что наш, что американский фильм — одинаково хороши. В этой картине возлюбленную капитана Блада, племянницу жестокого полковника Бишопа — Арабеллу сыграла как всегда очаровательная и милая Оливия Де Хевиленд. С которой Флинн ещё раз будет играть любовь в упомянутом выше блокбастере о приключениях Робин Гуда, там она сыграет леди Мэрион. В роли её дяди весьма ярко выступил Лайонел Этуилл, который сумел показать сжигающую его персонажа ненависть к проданному в рабство врачу, впоследствии ставшему капитаном пиратов и его противником. Задиристого и харизматичного французского капитана корсаров Левассёра сыграл Бэзил Рэтбоун — первоклассный исполнитель отрицательных ролей в исторических картинах. Забавно, но с ним Флинн вновь скрестит свой клинок всё в том же фильме о Робин Гуде, в котором Рэтбоун сыграет сэра Гайя Гизборна. Врезаются в память и другие герои, например Джереми Питт — юноша вместе с Бладом проданный в рабство в американскую колонию; или же трусливый губернатор острова страдающий от подагры…
Следует отдать режиссёру должное, он умело распределил экшен — сцены, романтику и небольшой экскурс в историю. Поэтому идущий два часа фильм не кажется затянутым, несмотря на достаточное обилие событий (происходящих в основном во второй половине ленты). А комбинация трюковых и постановочных сцен почти не лезет в глаза. Хотя видно, что все морские баталии связанные со шхунами были сняты при помощи миниатюрных моделей кораблей, а рукопашные драки пиратов включающие схватки на шпагах и перестрелки — сняты на фоне экрана, на котором демонстрируется экзотическая натура. Нечего не поделаешь, тогда практически все приключенческие фильмы снимались в студейных павильонах. Хотя всё же сцена поединка Блада и Левассёра снималась на берегу моря, ровно как и захват героями испанского судна. Хоть и павильонными, но всё же очень дорогими вышли съёмки порта в Тортуге, или пышного английского дворца тирана Якова Второго…
Невозможно не похвалить художников проекта: Мило Андерсон и Антон Грот старательно и бережно воссоздали на экране семнадцатый век: декорации различных локаций (от роскошных апартаментов дворца до колониальных плантаций и корабельных трюмов),красивые исторические мужские костюмы и дамские пышные платья, а также предметы интерьера достоверно передают быт того времени. Поэтому «Капитана Блада» можно смотреть не только как экранизацию приключенческой книги, но и как качественно созданное историческое кино. Этот фильм, даже если и не являлся бы экранизацией классики, был просто обречён сам стать её.
Операторская работа Эрнеста Хэллора и Хэла Морра безупречна, и временами их чёрно — белая композиция кадра завораживает! Вкупе со старой английской речью актёров, а так же с фееричным саундтреком от Эриха Вольфганга Корнгольда, всё это производит неизгладимое впечатление даже на искушённого зрителя 21 — ого века. Сложно даже представить, насколько круто «Капитан Блад» смотрелся в год своего выхода на экраны! Что же до технической составляющей, так и с этим у картины порядок. Фильм разумеется за 80 лет несколько устарел в плане экшена, но до сих пор прекрасно смотрится в качестве развлекательного зрелища. Не даром в своё время он номинировался на 5 премий Оскар (фильм, сценарий, режиссура, саундтрек и звук)!
10 из 10
«-Героями являются те, кто, не считаясь с риском и не заботясь о собственных интересах, совершают подвиги, к которым их нечто не обязывает.» (с) Являясь любителем приключенческих фильмов и литературы, я по какой то до сих пор неведанной мне причине в детские годы прошёл мимо сочинений Рафаэля Сабатини. И лишь относительно недавно смог ознакомится с экранизациями его самого известного произведения — романа о морских приключениях отважного английского врача семнадцатого века, волею случая ставшего капитаном благородных пиратов. Сперва я посмот