Почти четверть века назад казахстанский режиссер Дарежан Омирбаев снял фильм про мальчика с больным сердцем, который любил смотреть и подсматривать. Изначальное название, «Вуайер», не одобрил Казахфильм, и ленту назвали «Кардиограмма». Наверно, это к лучшему, ведь в первом случае акцент стоял бы на сексуальном отклонении, на чем-то неприличном, постыдном. История со вторым названием совсем о другом: а выдержит ли сердце мальчика шквал новых впечатлений?
В главных ролях дети, но кино не детское. Здесь нашлось место жестокости, откровенным сценам или их предчувствию, но в конечном счете всеми героями движет любовь: к ребёнку, к новенькой девочке, к коллеге, к книгам, к изучению посредством наблюдения.
Главный герой не знает русского языка и вступает в контакт с внешней средой только глазами. Он жадно впитывает все новое и схватывает самую суть: одно возбуждает и нравится, другое пугает и вызывает протест. Его мир, прежде такой маленький, из тихой фигуры матери разросся до размеров санатория в горах. И вот он бегает по гулким коридорам своего сознания, от одного нового впечатления к другому, пока не в силах заполнить пустоту внезапно расширившегося пространства. В санатории полно людей, но мальчик почти всегда один, и в этом видится метафора одиночества в толпе. И в конце, когда он вступает в открытый конфликт со своим враждебным окружением, становится понятно: его сердце выдержит все.
Фильм медитативный и тихий, в нем мало диалогов, но визуально он многословен. И мальчик Жасулан, глазами которого мы наблюдаем за происходящим — своего рода призма, увеличительное стекло, сквозь которое зрителю видятся крупными даже незначительные детали.
Было удивительно узнать, что в 95-м в Казахстане могли снимать такие вещи, что они покорили Европу, но почти не известны широкому зрителю.
Почти четверть века назад казахстанский режиссер Дарежан Омирбаев снял фильм про мальчика с больным сердцем, который любил смотреть и подсматривать. Изначальное название, «Вуайер», не одобрил Казахфильм, и ленту назвали «Кардиограмма». Наверно, это к лучшему, ведь в первом случае акцент стоял бы на сексуальном отклонении, на чем-то неприличном, постыдном. История со вторым названием совсем о другом: а выдержит ли сердце мальчика шквал новых впечатлений? В главных ролях дети, но кино не детское. Здесь нашлось место жестокости, откровенным сце