«-Вот, что мне в вас нравится, святой отец. То, что такой хороший человек как вы, тратит своё время на такого плохого как я.» (с)
Стоит признаться, что к середине нулевых, уже привыкнув к тому факту, что из стана некогда популярного, но с наступлением миллениума ушедшего в подполье Стивена Сигала, не выходит не чего стоящего, перестал ожидать его кинематографического реванша. Кино изменилось, в прокате кассу делать стали масштабные фэнтези и блокбастеры, а боевики и прочие фильмы класса «Б» перекочевали с больших экранов на видео и ТВ. Учитывая то, что Сигал не один пропал с радаров, а так же исчезли и прочие экшен-звёзды прошлого (Шварценеггер подался в политику, Лундгрен, Ван Дамм и Сталлоне разделили участь айкедзина), я пережил это без особого потрясения. Но тем не менее продолжал пересматривать любимые хиты с участием Стивена, и по инерции досматривать его свежие поделки. И время от времени мастер айкедо радовал крепенькими и добротными боевичками. Сперва это были «Охота на Зверя» и «Во Имя Мести» (оба 2003), затем «В Недосягаемости» (2004) и «Наёмники» (2006). А в 2008 вышел превосходный «Карточный Долг», в котором Стивен Сигал встретился на съёмочной площадке с Лэнсем Хенриксеном. Ну как можно было пропустить этот фильм?!
Сюжет боевика Роэля Рейна рассказывает историю нетипичного для Стивена Сигала героя. Его Мэтт -выгнанный с позором со службы детектив, картёжник с кучей долгов, пьяница и непутёвый отец. Так бы герой и доживал свои дни: делая новые долги и спиваясь, но однажды к нему является посланник таинственного «Старика». Оказывается, что тот выкупил все векселя и расписки с долгами Мэтта -а это более миллиона долларов! И если герой хочет уплатить по счетам, то должен сделать опасную работёнку, а именно: стать ненадолго киллером и ликвидировать нескольких крупных криминальных воротил города. Делать нечего, и Мэтт берётся за это дело…
Сценарий написанный Дж. Д. Зайком балансирует на грани боевика и крепкого триллера. В фильме будет всё что нужно подобному жанру: и рукопашные драки (в них, надо отдать должное -Сигал работает без дублёра, и пусть не так резво как раньше, но всё ровно очень недурно), и перестрелки (весьма зрелищные, невзирая на маленький бюджет проекта), и автомобильные погони с авариями (снятые драйвово, и что называется со смаком) и взрывы. А так же сцены сексуального характера, интересные рассуждения о природе «хорошего» и «плохого» в отдельно взятом человеке (перед тем как отправить героя на задание, ему сообщают, что у всех будущих жертв имеются семьи и дети, как и у Мэтта), и много чего ещё. Включая хорошую игру малоизвестных актёров, и неподражаемого Лэнса Хенриксена. А сам Стивен Сигал тут именно что играет, а не «торгует лицом», как в большинстве своих последних картин. Особенно понравились их отношения с героем Марка Элиота Уилсона -другом и давним коллегой Мэтта -Стивом, который является ещё и нынешним мужем его бывшей (сексапильная Эшли Гринфилд) и отчимом его дочери. Сперва он предстаёт положительным персонажем, но чем дальше, тем больше открывается зрителю с другой стороны. На мой взгляд, сценарист немножко, что называется «не дожал» эту тему. Можно было бы изрядный пласт сценарного драматизма свести к противостоянию двух друзей-полицейских, тогда финал вышел бы более трагическим и эффектным. Но даже так как есть -вполне неплохо для ТВ-картины, где обычно со сценарием не заморачиваются, дописывая его на коленке во время съёмок.
Понравилась и Рене Голдсбери в роли Дреа, этакой бой-бабы которая сотрудничает с героями, и становится любовницей Мэтта. Хорош был и Пол Кальдерон в роли мистера Блу -посредника между героем и «Стариком» (которого и сыграл Лэнс Хенриксен). Чем то мне этот артист напомнил актёра, игравшего одного из персонажей в культовом сериале «Горец». Если бы не разница во времени создания этих фильмов, то можно подумать, что Блу и Ксавье играет один и тот же парень…Прочие исполнители были фактурны и подошли на свои роли как нельзя лучше…
Оператор Ричард Крудо («Американский Пирог») до того не снимал экшена. Но справился со своей задачей на пять с плюсом! Он выстраивая кадр, словно копирует находки боевиков Джона Ву. Камера поворачивается на 180 градусов, резко отдаляется от объекта, или на оборот быстро наезжает на него издалека. В особо зрелищные моменты происходит замедление, и это от этого «крутые» сцены смотрятся ещё более шикарно. Во многом именно за счёт столь мастерской работы оператора-постановщика, и сам фильм выглядит гораздо дороже, чем стоил создателям на самом деле (а это стандартные для последних картин Сигала -10 миллионов $). Понравилась гонка по городским улицам, с перестрелкой, авариями и переворачивающимися на полном ходу машинами. Впечатлила и финальная перестрелка на кладбище. Да и сами драки здорово сняты… Это ещё раз подтверждает то, что талантливые «технари» способны спасти любую ленту. Но в данном случае и сам сценарий у фильма добротный. Я думаю, что если бы продюсеры подкинули бы в бюджет картины лишних 5—6 миллионов, и договорились бы с какой не-будь из крупных голливудских студий о дистрибуции ленты, то «Карточный Долг» вполне можно было бы выпустить в кино-театральный прокат. Как итог: неожиданно крепкий жанровый фильм с участием Стивена Сигала, абсолютно честно заслужил свои:
8 из 10
«-Вот, что мне в вас нравится, святой отец. То, что такой хороший человек как вы, тратит своё время на такого плохого как я.» (с) Стоит признаться, что к середине нулевых, уже привыкнув к тому факту, что из стана некогда популярного, но с наступлением миллениума ушедшего в подполье Стивена Сигала, не выходит не чего стоящего, перестал ожидать его кинематографического реванша. Кино изменилось, в прокате кассу делать стали масштабные фэнтези и блокбастеры, а боевики и прочие фильмы класса «Б» перекочевали с больших экранов на видео и ТВ. Учит