99% всех российских фильмов снимают москвичи. И чаще всего в Москве или Подмосковье. Ну плюс Питер. В этих двух городах и их окрестностях можно снять любой жанр, любую эпоху. Хотите снимать про декабристов? Сенатская площадь к вашим услугам. Хотите про гражданскую войну — пожалуйте в Зимний дворец. Недалекое будущее — Москва-сити. Для любых промежуточных вариантов подойдет обширная Московская область, тут можно снимать и про Ивана Грозного, и про последствия атомной бомбардировки.
Но амбициозные кинематографисты из кинокомпании «Кинопровинция» пытаются изменить этот вектор и создать альтернативу столице. Первым проектом «Кинопровинции» стал фильм «Картонная пристань». Его снимали летом 2019 года в Екатеринбурге и окрестностях.
Группа московских журналистов отправляется на Урал за провинциальной экзотикой. Все они получили некий заказ, задание откуда-то сверху, но причины отправиться за МКАД у каждого свои. Популярный блогер Миша Кац (Алекс Артман, театральный актер из театра «Шалом») рассчитывает на миллионы просмотров. Кремлевский пропагандист Николай Плещёв (Владимир Зайцев, «Сибирский цирюльник», «Статский советник») демонстрирует полезность и лояльность руководству. Гламурная журналистка Света (Дарья Савельева, «Обычная женщина», «Выжившие») хочет укрепить отношения с красавцем оператором Юрой (Иван Жвакин, «Молодежка», «Эти глаза напротив»). Самому Юре мотивации не придумали, но он, как ни крути, человек подневольный, его тащат на целину сразу с двух сторон — и непосредственный начальник, и любовница.
Московские герои, оказавшись вместе в разбитой «буханке» посреди «жопы мира», много и едко иронизируют по поводу ситуации и, конечно, друг о друге. За всеми этими интеллигентскими разговорчиками они все больше раскрываются и оказываются карикатурными столичными снобами. Становится очевиднее их «картонность» и функциональность. Ну не могут живые люди представлять такой паноптикум из одномерных подонков. «Картонная пристань» только маскируется под трагикомедию, являясь на самом деле фильмом ужасов.
Классические американские ужастики начинаются похожим образом — группа городских мужчин и женщин отправляется в глубинку, чтобы поразвлечься на лоне природы. Однако вместо выпивки и секса горожан ожидает топор, бензопила, ну и все прочее, список альтернатив можно продолжать без конца.
Московские снобы даже по своему составу аккуратно укладываются в архетипическую хоррор-схему, которую разжевали для тех, кто в танке, создатели знаменитого мета-ужастика «Хижина в лесу». В классических ужастиках героев пятеро — «красавчик», «клоун», «ботаник», «шлюха» и «девственница». Оператор Юра — за красавчика. Мерзко хихикающий блогер Кац, конечно, клоун. С сибаритствующим пропагандистом было не очевидно, пока он не зарядил свой монолог про кальвадос. Да он же ботаник! Вот только Свете, в отсутствие других женщин, приходится отдуваться и за шлюху, и за девственницу одновременно. Никакие они не герои, а просто функции, жертвы для мясника, который поджидает ничего не подозревающих москвичей где-то за МКАДом.
В фильмах ужасов зло не обязательно персонифицировано, это могут быть толпы зомби, демонов, призраков, мутантов, диких животных, динозавров и так далее, и так далее. Но бывают и такие, которые фокусируются на злодее. Ну как «Кошмар на улице Вязов», «Хеллоуин», «Крик» и все прочее. «Картонная пристань» — из вторых. Зло здесь сфокусировано в местном участковом Мерзлякове, которого исполнил Михаил Ефремов.
За сорок лет, которые прошли после «Когда я стану великаном», Ефремов сыграл сотни ролей в кино и на телевидении. Но главных среди них практически не было, Михаил Олегович известен как король эпизода. И вот в «Картонной пристани» удалось сыграть главного злодея. Наконец-то. По иронии судьбы эта первая за много лет главная роль может оказаться для Михаила Ефремова и последней. Тем более ценны эти полтора часа фильма.
Тут уж Ефремов развернулся — на первый взгляд участкового инспектора Мерзлякова не назовешь монстром, исчадием ада. Но буквально несколько движений бровями, и перед нами настоящий тиран, пусть и локального масштаба. Годы работы над проектом «Гражданин поэт» не прошли даром.
Как полковник Курц, он окопался за рекой, в тупике узкоколейки, и рулит оттуда всей округой. Там, где нет вышек сотовых операторов, не пашет ни GPS, ни ГЛОНАСС и нет никакой возможности не то что что-нибудь запостить, а просто подать сигнал SOS, — там царство инспектора Мерзлякова, изначальная дикая Россия. Для заезжих московских снобов она оказывается пострашнее, чем армия зомби.
Метафора авторов «Картонной пристани» понятна. Она, в общем-то, вынесена в слоган фильма. «Проживем и без Москвы. Сами разберемся».
99% всех российских фильмов снимают москвичи. И чаще всего в Москве или Подмосковье. Ну плюс Питер. В этих двух городах и их окрестностях можно снять любой жанр, любую эпоху. Хотите снимать про декабристов? Сенатская площадь к вашим услугам. Хотите про гражданскую войну — пожалуйте в Зимний дворец. Недалекое будущее — Москва-сити. Для любых промежуточных вариантов подойдет обширная Московская область, тут можно снимать и про Ивана Грозного, и про последствия атомной бомбардировки. Но амбициозные кинематографисты из кинокомпании «Кинопровинци